"Особая суббота в жизни рода человеческого"

В Великую Субботу митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Андрея Критского
В Субботу Страстной седмицы, 11 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чтением паремий, пророчествующих о Воскресении, и Божественную литургию в храме преподобномученика Андрея Критского подворья Константино-Еленинского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, старший священник подворья протоиерей Александр Демашкин, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. 

За богослужением молились настоятельницы Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) и Новодевичьего монастыря игумения София (Силина). 

После богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с проповедью.

"Сегодня мы слышали слова: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет", - сказал владыка. - Поэтому о земном мы сегодня не будем говорить, мы должны при умолчании уст дать заговорить нашей совести, нашему сердцу. Сегодня особая суббота в жизни рода человеческого. Господь телом находился во гробе, а душой, как мы слышали, был во аде, с разбойником в раю и на престоле с Отцем и Духом. Пока было время покоя на земле, апостолы стали размышлять, что делать дальше. Некоторые из них уже покинули Иерусалим на целых 60 стадий. Они ожидали, что Господь Иисус Христос устроит Царство Израилю, но ничего не получилось, и они решили возвращаться в свои дома, в свои хозяйства, к своим делам". 

Митрополит Варсонофий напомнил, что Иисус Христос именно перед Своим Воскресением вывел души праведников из ада: "Господь в это время душою находился во аде, где разрушал царство тьмы, диавола, и выводил оттуда праведников. Диавол имел права на души, которые исполняли его волю, то есть грешили. Ни один человек не был без греха, и Ветхий Завет не мог от греха искупить. Только Господь Своею искупительной смертью очистил грехи людские и находящихся во аде вывел оттуда, и уже никаких прав не имел диавол на эти души". 

Когда действует Господь, любые усилия против Него тщетны, подчеркнул архипастырь: "В это время среди иудейского начальства возникла мысль, что надо покрепче запечатать гроб - а вдруг ученики придут и украдут Его ночью? Как Он и обещал - "восстанет", но, на самом деле, не восстанет, а просто Его украдут. Пошли к Пилату, стали просить у него воинов. Пилат согласился - у вас есть своя стража у храма, могу своих воинов дать, как хотите, так и делайте. И они поставили двойную стражу, печать на гроб и еще воинов. Это действовали люди, но наступало время, когда уже будет действовать Бог, когда все эти запоры, стражи - ничто не удержит Господа. Сегодняшнее богослужение об этом как раз и говорит". 

Затем митрополит обратился к содержанию паремий и Апостола, читавшихся во время богослужения: "Благодарю вас за терпение, что выдержали длительное богослужение, когда читали пятнадцать паремий, в которых вспоминались прообразы Господа в Ветхом Завете, Его страдания, Крест и Воскресение. Мы читали о переходе евреев из Египта, о трех отроках в "пещи вавилонской", где символизировалось и предсказывалось о будущем Спасителе, о Царстве Божием, о Церкви. Апостол, который был нам предложен сегодня, уже говорил о Крещении, о том, что, кто хочет быть со Христом, должен с Ним умереть, чтобы с Ним воскреснуть. А что значит - "умереть со Христом"? Это значит, что мы должны вести борьбу со своими страстями, умереть для этих страстей, что мы страстями больше не интересуемся, они нам больше не нужны. Мы снимаем с себя эти страсти, оковы, и умираем со Христом для страстей". 

"А что значит - "воскреснуть со Христом"? Это значит быть все время с Ним, - продолжил владыка. - А как быть? Значит, думать о Нем надо, постоянно вспоминать Его заповеди, Его волю, творить добрые дела. Вот что мы должны делать в нашей жизни! Сегодня после Апостола мы сняли с себя темные облачения и облеклись уже в светлые ризы. О чем это говорит? О том, что, когда мы вступали в пост, мы, наоборот, надевали темные ризы, показывая, что порабощены грехом и свет из себя изгнали. Сейчас, когда мы надели светлые ризы, мы показываем, что свет изгнал тьму из нашего сердца. Мы за это время очистились, стали чистыми души наши, и теперь они блестят, как эти ризы. В этих ризах мы и будем встречать сегодня Светлое Христово Воскресение. Поздравляю вас с наступающим великим праздником - Светлым Христовым Воскресением, с Пасхой Господней!"

В ответном слове игумения Илариона поблагодарила владыку за совместную молитву и от сестер обители преподнесла ему икону священномученика Философа Орнатского.

Митрополит Варсонофий освятил куличи, пасхи, яйца, благословил хлеб и вино. 

В Великую Субботу, последний день перед Пасхой, Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и Его сошествие во ад. Иосиф из Аримафеи, член синедриона, выкупил у Пилата тело Господа, после чего умастил его благовониями, обвил плащаницей и положил в новой погребальной пещере. Первосвященники и фарисеи, опасаясь, что ученики Иисуса выкрадут тело и объявят Христа воскресшим, уговорили Пилата поставить к пещере стражников. На Божественной литургии в Великую Субботу читается Евангелие о Воскресении Христовом. В этот день в иерусалимском храме Воскресения каждый год происходит схождение Благодатного огня.

Храм преподобномученика Андрея Критского, ныне являющийся подворьем Константино-Еленинского монастыря, был построен в 1891-1892 годах в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда в Борках, близ Харькова, в 1888 году. Настоятелем храма с момента его возведения до 1913 года был протоиерей Философ Орнатский, позже прославленный как новомученик. 

ИА "Вода живая",
11.04.15