Анна Голубева: на иконописное отделение поступала с мыслью написать образ преподобного Серафима Вырицкого

Источник: spbda.ru

В этом году на защите дипломных работ выпускников иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии был представлен уникальный образ - икона нашего святого современника преподобного Серафима Вырицкого с житием. Анна Голубева - автор образа, рассказала необычную историю появления иконы, а также о своем приходе в храм и решении стать иконописцем.

Анна Голубева: на иконописное отделение поступала с мыслью написать образ преподобного Серафима Вырицкого

Как оказалось, прабабушка Анны - Екатерина Михайловна Голубева-Карелина, была духовной дочерью преподобного Серафима Вырицкого. О ней Анна рассказывает:

"Она родилась в конце XIX века. На ее долю выпало множество трудностей и бед - это и революция, и Великая Отечественная война. Тяжелая жизнь у нее была. Из шестерых ее детей до старости дожили только двое. Все свои жизненные испытания, она описывала в дневниках и в более поздних записях - вместе они составили целую стопку тетрадей с рукописью. Я набрала их на компьютере, и получилось что-то вроде автобиографии".

Как отмечает сама Анна, работа с автобиографическими записками прабабушки сыграла ключевую роль в ее жизни.

"Прабабушка сама назвала эти записи “О милости Божьей”. Все, что выпадало на ее долю, все эти тяжкие испытания она воспринимала как благодеяния Божии. И читая эти записи, эти дневники я стала воцерковляться. До этого я не ходила в храм, более того, у меня было скорее негативное отношение к Церкви, связанное с несколькими не очень удачными встречами с духовенством. Но, читая записки своей прабабушки, я начала интересоваться верой, церковной жизнью, ходить на могилку к батюшке Серафиму. Потом Господь так устроил, что я попала на курсы катехизации. С тех пор стала ходить в храм".

По светскому образованию Анна - выпускница Торгово-Экономического института. По ее словам, после окончания учебного заведения устроилась - хоть и не по профессии - на хорошо оплачиваемую работу. Однако после посещения курсов катехизации и обращения к Богу, появилось желание послужить Ему. И это желание привело ее на иконописное отделение Духовной Академии.

"Я занималась живописью, но непрофессионально - просто ходила в кружок после работы. Когда у меня появилось это желание послужить Богу, то подумала: “Почему бы не в качестве иконописца?” И стала готовиться к экзаменам с мыслью о том, я обязательно напишу икону преподобного Серафима Вырицкого".

Таким образом, Анна твердо решила, что ее дипломной работой будет икона преподобного Серафима Вырицкого с житием. Однако заказов на такой образ не было. По словам Анны, она уже смирилась с тем, что ей не придется написать этот образ, хотя материалы к нему она подбирала на протяжении всех 4-х лет обучения. Тем не менее, получилось так, что заказа на иконы, который пришел из храма Сошествия Святого Духа в г. Колпино, на всех выпускников не хватило. В то же время проект Анны заинтересовал преподавателей иконописного отделения, и ей разрешили написать икону для Духовной Академии.

Образ преподобного Серафима с житийными клеймами стал уникальным проектом - до Анны никто не писал образ святого - практически нашего современника - с житием. Как всегда, такой проект требует особого подхода, так как некоторые элементы приходится не просто копировать с предшествующих образов, а разрабатывать, сохраняя сложный стиль канонической иконы, самостоятельно.  Кроме того, надо было выбрать самые значимые события из жизни святого, чтобы разместить их на клейме.

"Поскольку я думала над этой иконой все четыре года обучения, то какие-то наработки у меня уже были. Чтобы составить события в клейме, я читала житие, выписывала важные моменты. Потом сверяла с акафистом и службой преподобному, выбирая наиболее значимые. Они и вошли в житийную икону. В качестве примера композиций этих событий я брала древние образцы, например, сцену рождения, монашеского пострига, постановление на священство - это традиционная иконография. Остальное пришлось как-то компоновать, хотя, например сцена венчания тоже оказалась не нова. Есть икона Петра и Февронии XVII века - там есть сцена венчания, или же сцена венчания есть в Лицевом Летописном своде Ивана Грозного. Там, конечно же, сцены более насыщенные, у меня композиция достаточно простая. Таким образом, я ориентировалась на древние образцы, но все же отдельные фигуры пришлось писать вообще без образца".

Работа такого плана очень трудоемкая, и в настоящее время Анне еще предстоит прописать некоторые маленькие детали на иконе. Но пройдет время, и образ преподобного Серафима Вырицкого с такой необычной историей займет место либо в одном из академических храмов, либо в каком-либо ином храме Санкт-Петербурга или области.