"Явился еси днесь вселенней…"

Источник: ploshadtruda.ru
Наши дни летят быстро. И вот уже завершаются Cвятки - дни особого празднования Рождества Христова. В православных храмах отзвучали слова рождественских песнопений, но все еще нет обычных для христианина однодневных постов по средам и пятницам. Впервые после Рождества православные будут поститься лишь в крещенский сочельник - день, предшествующий, идущему вслед за Рождеством двунадесятому празднику Крещения Господня.
"Явился еси днесь вселенней…"

Как повествует Святое Евангелие, достигнув совершеннолетия, воплотившийся от Девы Спаситель пришел к водам Иордана, чтобы принять крещение от последнего пророка Ветхого Завета - Иоанна Крестителя или Предтечи.

Собственно, последнее его прозвание и говорит о том, что завершающий своим служением ветхозаветную историю пророк Иоанн и должен был предварить начало общественного служения Богочеловека Иисуса Христа. Крестителем же он был назван потому, что первым стал совершать крещение, точнее омовение водою, открывающее для христианина путь в новую жизнь. Смысл этого действа - ставшего сегодня одним из семи таинств Православной Церкви - станет до конца ясным после Страстей, Крестной смерти и Воскресения Спасителя. Пока же Христос - вовсе не нуждавшийся в этом омовении - приходит к Иоанну, чтобы "исполнить всякую правду", уподобившись человеку  во всем, кроме греха.

Интересно, что это - одно из важнейших событий для христиан - стали праздновать практически сразу, еще в апостольские времена. Но, окончательно, в том виде, к какому мы привыкли сейчас, праздник оформился не сразу и не везде.

Главным и, наверное, самым древним отличительным признаком праздника стало освящение воды - великое водосвятие, по гречески - агиасма (святыня). Как верят православные - и не только - христиане, в этот день в память Крещения Спасителя Бог особым образом посылает Свою благодать на воды, преображая их физические свойства. Надо знать христианскую веру, чтобы понять - речь здесь вовсе не о какой-либо магии, а лишь о том, что Единый в Троице Творец бесконечно близок к каждому из Своих творений и подает Свою помощь через физически осязаемые предметы.

Кстати, еще одно название праздника Крещения - Богоявление (по-гречески - Теофания). Ведь именно в момент крещения Иисуса стоящим у иорданского берега и был открыт главный христианский догмат - единство Бога в Трех Лицах. Как это произошло, описывают синоптические Евангелия. Мы же скажем, что изначально именно в этот день первые христиане крестили новообращенных, для чего, собственно, и возник обряд великого водосвятия.

На Руси, как в допетровскую эпоху, так и в период Российской Империи, был широко распространен обычай купания в в проруби. Не менее популярен он и сейчас. Учитывая наш климат, а особенно нынешнюю зиму, заметим - обычай более чем рискованный, кроме того, совсем не обязательный. Главной обязанностью христианина в этот день, как, впрочем, и в любой другой церковный праздник - участие в главном таинстве Церкви - Евхаристии, совершаемой во время Божественной литургии, то есть причащении Тела и Крови Господних под видом хлеба и вина.

Но сам обычай окунаться в "Ердань" все же весьма благочестивый. Его смысл -напомнить себе об обетах, данных Богу во время крещения. Поэтому нырять в прорубь следует с серьезным настроем, без шуток и каких-либо вольностей. И разумеется, так, чтобы все прошло без последствий для организма. Пренебрежение и бездумный риск собственным здоровьем - это тяжкий грех. Поэтому неуверенным лучше воздержаться от зимних купаний. Не стоит уподобляться и героям замечательного произведения Ивана Шмелева "Лето Господне", решившим на Крещение "пересидеть" друг друга в "Ердане", то есть проруби, где была освящена вода.

Подробно поговорим о воде. Например, никакого отношения к празднику не имеет весьма странный обычай разделять "крещенскую" воду и "богоявленскую", а тем более спорить о "различии" их свойств. Просто по давней традиции Русской Церкви великая агиасма совершается дважды: в сочельник, то есть в навечерие - преддверие праздника (тот самый первый после Рождества Христова постный день) и в сам праздник на молебне. Различия между двумя этими освящениями воды нет. Другое дело, что, опять же, по русской традиции, в сочельник вода освящается преимущественно внутри храма для прихожан, а в сам день Крещения водосвятные молебны идут уже на водоемах, покрытых льдом, где сделаны проруби. Но это лишь местный обычай, не более того. В Греции, Румынии, Болгарии и Сербии с Черногорией великую агиасму совершают единожды.

Все остальные Православные Церкви, кроме Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской, уже отпраздновали не только Рождество, но и Крещение. Дело в том, что их богослужение совершается по новому стилю.

Интересно, что в западной - католической и протестантской - традициях праздник Крещения до последних десятилетий не существовал самостоятельно. В этот день на Западе с раннего Средневековья праздновали Епифанию - Явление Господне. Под этим скрывались сразу два, довольно далеко отстоящие друг от друга события: явление волхвов, принесших дары Богомладенцу Христу в Вифлеем, и, собственно, Крещение.

В отдельный праздник Католической Церкви Крещение было выделено лишь в XX веке после II Ватиканского Собора при Папе Римском Павле VI. Но даже сейчас в этот день на Западе не освящают воду. Великое водосвятие католики совершают на Пасху в Великую субботу, в день, в который, наряду с днем Крещения, также было принято крестить новых христиан. А вот в древне-восточных Церквах, например в Армянской Апостольской, которая не входит в семью Православных Церквей, Крещение - Богоявление слиты в один день с Рождеством Христовым, что, впрочем, логично вытекает из особенностей их догматического учения, одинаково отличающегося, как от православной, так и от католической догматики.

После праздника Крещения Господня еще продолжатся дни так называемого зимнего мясоеда, когда верующие будут поститься лишь по средам и пятницам.

Однако, как повествуют евангелисты, сразу после Крещения Господь удалился в пустыню для сорокадневного поста. Он и стал прообразом Великого поста, который также не за горами и предваряет главный христианский праздник - Пасху, Светлое Христово Воскресение.