Источник:
kgiop.gov.spb.ru
Спасо-Преображенский собор - памятник федерального значения. В 2024 году исполняется двадцать лет с начала его комплексной реставрации по программе КГИОП за счет бюджета Санкт‑Петербурга.
С 2004 по 2006 годы выполнена реставрация ограды с воссозданием орлов.
В 2010 году выполнялись работы по реставрации царских врат и сени центрального алтаря, проводилось инженерное обследование фундаментно-подвальной части здания и существующих инженерных сетей.
В 2011-2014 годах реставрационные работы проводились в интерьерах придела святого Климента Римского, святого апостола Петра и святого преподобного Сергия Радонежского.
В 2015 году по заданию КГИОП разработана проектная документация на реставрацию фасадов, куполов и крыш здания.
Реставрация куполов, барабанов, крестов, крыши, интерьера центрального купола, фасадов, балюстрад малых барабанов и паперти выполнялась в период с 2016 по 2020 годы.
С 2022 года по программе КГИОП ведется реставрация интерьеров храма.
"Это удивительный храм, который никогда не закрывался, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. - Он работал все советское время и даже в "пятилетку безбожия". Здесь всегда были прихожане. Благодаря этому он сохранился. В храме не пришлось разбирать поздние перекрытия, его не превращали в склад, как многие культовые объекты, где есть большие проблемы в связи с советскими перестройками. Здесь очень высокая степень подлинности убранства. В текущем году выполняется реставрация живописных панно на парусах с изображением евангелистов (масло по штукатурке) и живописного фриза купола (масло по штукатурке) с надписью золотыми буквами на голубом фоне. Художники-реставраторы занимаются заделкой трещин в грунте монументальной живописи на штукатурке, укрепляют раствором разрушенный красочный слой, удаляют засмолившуюся копоть, в местах утрат воссоздают живопись".
"Снизу этого было не видно, но после установки лесов мы столкнулись с тем, что очень много красочного слоя на живописных панно отошло от основы вместе с грунтом, - рассказал художник-реставратор высшей категории Николай Михайлов. - Первое, что мы начали делать, - это укрепление красочного слоя. Далее проводится удаление поверхностных загрязнений. После того как мы раскроем живопись на парусах от потемневшего и пожелтевшего позднего лака, начнем заниматься записями. Здесь разновременных записей очень много. В местах утрат выполним мастиковки, потом - тонировки в местах утрат и покроем лаком".
"Мы сейчас убираем поверхностные загрязнения с позолоченных букв и с деталей карниза, - поделилась реставратор позолоченных изделий Анастасия Тимошенкова. - Здесь десятилетиями оседала копоть, которая, конечно, вредит как внешнему виду, так и материалам в целом. Эту копоть мы удаляем щадящим раствором детского мыла с помощью воды и ваты. После будем смотреть по состоянию, "подзолачивать" в местах утрат и приводить в более торжественный вид".
Надпись на фризе купола гласит: "Господи Боже Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им".
"Сохранность красочного слоя оценивается как неудовлетворительная. Имеются очаговые вздутия, отслоения красочного слоя, осыпи. Поэтому первым этапом выполняется укрепление красочного слоя. Далее также будет проводится корректировка поздних тонировок. Конечно, важно сохранить все, что осталось", - говорит художник-реставратор Александр Раздобурдин.
После реставрации живописи и разборки лесов планируется выполнение работ по реставрации искусственного мрамора на боковых поверхностях столбов центрального алтаря.
Работы по живописи должны завершить к августу - 270-летию со времени освящения собора (5 (16) августа 1754 года).
В 2025 и 2026 годах реставрация интерьеров продолжится.
Строительство Спасо-Преображенского всей гвардии собора велось с 1743-го по 1754 годы. Собор был освящен 5 (16) августа 1754 года, накануне праздника Преображения Господня, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Проектированием и строительством занимались ведущие архитекторы Санкт‑Петербурга - Михаил Земцов, Пьетро Антонио Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли. Это был крестообразный в плане барочный храм с пятью золочеными куполами. В соборе проводились важнейшие службы для петербургских гвардейцев в присутствии российских императоров, членов их семей и знаменитых полководцев. Совершались молебны о здравии русских войск во время Отечественной войны 1812 года. В 1825 году вследствие пожара от собора остались лишь стены, но из него успели вынести все основные святыни. В 1827-1829 годах по проекту архитектора Василия Стасова велись работы по восстановлению. Храм остался пятикупольным, но с западной стороны архитектор спроектировал портик, что сделало здание более величественным и монументальным. Четырехъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Василия Стасова. Роспись интерьеров велась по эскизу академика Василия Шебуева, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым.
Раздел:
Мониторинг СМИ