"Побороть страсти"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста

Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.

Богослужение совершил протоиерей Александр Пашков. Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники.  

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора и на телеканале "Союз".

В тот же день митрополит совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в​ Троице-Сергиевой пустыни

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель​ игумен Варлаам (Переверзев)​ с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. 

"Святая Церковь ведет своих чад во время Великого поста к воскресшему Спасителю, - сказал владыка в проповеди. - Необходимость пощения - самая древняя заповедь, которую Бог дал людям еще в раю. Это корень всех остальных заповедей, они все вырастают из поста. Когда человек перестал поститься и нарушил заповедь, у него прекратилось общение с живым Богом. Пост как раз помогает нам вернуться к общению с Ним. Поститься надо не только телесно, а в первую очередь - душевно и духовно. Допотопные люди после рая жили примерно так, как мы сейчас живем Великим постом: питались только растительной, а не животной пищей. Это говорит о том, что можно поститься и при этом развратиться до неузнаваемости, так что потом придется Богу род людской смывать потопом. Одно воздержание в пище никак наши страсти не ослабляет и не уничтожает, а только помогает в борьбе с ними".

"Чревоугодие - сильная страсть, но у нас кроме нее полно и других, - продолжил архипастырь. - Страсти души - главное, на что надо обратить внимание. Даже взрослые люди, прожив почти всю жизнь, мало в чем преуспели - а за долгое время должны были возрасти в добродетелях. Читая святых отцов, видишь, чего они достигли. Преподобный Исаак Сирин говорил: пришел Великий пост - разве можно теперь ночью тело держать на постели? Представляете, они ночью не спали, а молились. Мы так не можем, настолько слабы и несовершенны, даже в физическом посте нам тяжело. Что же говорить о ночной молитве! А подвижники такую силу имели, строго держали пост. Нам хотя бы так надо его держать, как учит Господь - чтобы он был не напоказ, с радостью - как дело приятное, богоугодное. Мы должны соблюдать пост умеренно, как можем, по своим силам. Те, у кого болезни, освобождаются от поста, а кто здоров, должны его соблюдать и в первую очередь вести борьбу со страстями внутренними, усмирить себя в желаниях земных благ, заботиться только о небесных благах. Будем желать небесных благ - и у нас глаза будут смотреть на небо. Желания земных благ уменьшают любовь, нам становится некогда любить Бога и не до людей: мы увлечены приобретением материального. А ведь любить людей - главная добродетель. Мы ученики Христовы только когда любим друг друга. Если появляется нелюбовь к людям, то следующий этап - расчеловечивание. Вот что происходит, когда люди теряют связь с Богом. Это было всегда - и до потопа люди расчеловечивались, и в Содоме и Гоморре".

"Илия Пророк не просто так заключил небо на три с половиной года, когда Израиль постигла страшная засуха. Он увидел, что израильское общество "разжирело", слишком богато стало жить. В рощах наставили языческих богов, то есть свой родной Бог уже стал не нужен, поклонялись идолам. Илия понял, в чем дело - это от обжорства, и устроил им вынужденный пост. Заключил небо на три с половиной года - и голод наступил во всем Израиле. Уже стало не до жиру, не до греха, все было высохшее и умирало. Вот во что превращаются роскошь и богатство, они расчеловечивают. Поэтому нужно быть осторожными и искать не земных благ, а вечных. Для этого пост и существует. Покаяния без поста не бывает. Надо каяться с постом. Страсти можно побороть только постом и молитвой. Сам Господь сказал ученикам, что никак больше с лукавыми страстями они не справятся, только молитвой и постом. Хотите побороть свои страсти - зависть, гордость, ненависть, памятозлобие - кроме молитвы нет другого средства. Господь специально установил нам пост, чтобы мы побороли страсти. Бывает, человек уже в преклонном возрасте, а все равно серчает, на кого-то обижается. Значит, надо побороть страсти в себе. Чтобы сердце было прощающее, любящее. А бывают люди, которые становятся как святые под старость лет, с Божией помощью страсти побороли, живут мирно, терпеливо переносят и болезни, и возраст, ни на кого не обижаются и не серчают, всем довольны и счастливы. Господь нам в пример поставил детей: "Будьте как дети" (Мф. 18: 3). Они поссорятся, поругаются, а через пять минут уже играют вместе, все обиды забыли. Так и мы должны. Если поссорились когда-то, все это прошло, уже все новое, и мы должны по-новому смотреть на человека, любить его всей душой и сердцем. Всем вам желаю пройти пост с пользой для души, приблизиться к Богу насколько можем. Господь всегда рядом. Мы причащаемся, исповедуемся - и Он входит в наше сердце. Будем постом чаще исповедоваться и причащаться, очищать душу, укреплять ее добрыми делами, которые мы все можем нести по мере сил. Надо быть активными христианами - помогать нуждающимся, приходить в храм помыть полы или почистить что-то, навещать больных, угощать их. Желаю вам взаимной любви - тогда будете учениками Христовыми", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона преподобного Серафима Вырицкого.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель закрыли в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны в монастыре стояла немецкая танковая дивизия. В хрущевскую антирелигиозную кампанию были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи обители в бессрочное безвозмездное пользование всей территории. 

ИА "Вода живая",
19.03.24

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь

198515, г. Санкт–Петербург, г.Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15

Упоминания в новостях

Все новости