Журнал "Капитель": Возрождение церкви Фарфорового завода

Текст: Ирина Бембель

Журнал "Капитель": Возрождение церкви Фарфорового завода
Предыстория
В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к художественному фарфору. Императрица Елизавета Петровна почитала его производство делом государственной важности. Организация Порцелиновой мануфактуры (первоначальное название предприятия) и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Ее Императорского Величества барону Ивану Черкасову. Последний вызвал в Россию шведского специалиста Христофора Гунгера для исследования гжельских глин, давно известных своими качествами. Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, и в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны была построена фабрика, которая в течение двух лет получила необходимый комплект рабочих и мастеровых. Однако организовать производство фарфора с нуля Гунгеру не удалось. За все время пребывания в России (1744-1748) его опыты по обжигу фарфора не принесли удовлетворительных результатов: посуда получалась непрозрачной, без глянца и весьма желтого цвета. Производство было доверено Дмитрию Виноградову (1720-1758), русскому химику, соученику Михаила Ломоносова, который и смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. К 1756 году окончился период опытов и случайностей и были выработаны технические способы для масштабного фабричного производства. С 1865 года Порцелиновая фабрика стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим по времени в Европе (после Мейсенского и Севрского).

Вид кладбища и Свято-Духовской церкви. ЦГА КФФД СПб. 1940

Для рабочих и служащих нового завода в 1713 году выстроили церковь, вначале деревянную, а в 1731-1735 годах - каменную, во имя Преображения Господня. К началу XIX века храм сильно обветшал, и на его ремонт в 1817 году была выделена Кабинетом Его Императорского Величества сумма в 10 000 рублей. С тех пор здание неоднократно подвергалось обновлениям. Капитальный ремонт церкви и полная перестройка колокольни были предприняты в 1845-1849 годах.

При поселке образовалось кладбище, принявшее прах многих именитых и безымянных создателей русского фарфора, в том числе изобретателя "белого золота" в России Д.И. Виноградова.
Из-за тесноты Преображенской церкви в селении Фарфорового завода ее прихожане и причт решили в начале XX века выстроить еще одну и поставить ее на кладбище "для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма".

К строительству новой каменной церкви приступили в 1901 году, для чего Кабинетом Его Величества было выделено три десятины земли. Проект небольшого одноглавого храма в "русском стиле" с притворами и звонницей над западным входом безвозмездно выполнил исследователь древнерусского зодчества, один из крупнейших зодчих периода эклектики А.Ф. Красовский (1848-1918). На Императорском фарфоровом заводе скульптор А.К. Тимус выполнил по рисунку зодчего уникальный иконостас из фарфора, а царские врата сделали из чеканной меди. 18 августа 1902 года прошла торжественная церемония закладки, в которой принял участие епископ Ямбургский Сергий и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Строили храм на пожертвования благотворителей, предоставивших деньги, а также кирпич, камень и другие строительные материалы.

Храм был готов в 1905 году, а его отделка растянулась на долгие семь лет. 7 октября 1912 года епископ Нарвский Никандр освятил кладбищенскую церковь во имя Сошествия Святого Духа. Последнее прошение о расширении Фарфоровского кладбища относится к лету 1917 года. В 1927 году кладбище было закрыто. Летом 1932 года был снесен Преображенский храм на берегу Невы, вместе с которым исчезли старейшие участки кладбища. Духовская церковь была закрыта в январе 1939 года и приспособлена для хранения картофеля. После Великой Отечественной войны в стенах обезглавленной церкви был устроен литейный цех. Обезображенное здание простояло до 1966 года и было взорвано при строительстве станции метро "Ломоносовская".

Возрождение
Протоиерей Иоанн Соколов:
"Идея воссоздания церкви возникла в 2006 году по инициативе местных жителей и при поддержке Императорского фарфорового завода. Тогда проводились общественные слушания по поводу строительства торговоразвлекательного центра в этом месте. Среди жителей были люди, помнившие церковь и кладбище, помнившие могилы своих родственников, поэтому естественно, что идея ТРК вызвала активный протест. В итоге решение о строительстве торгового комплекса было приостановлено, и в 2009 году по благословению митрополита Владимира был создан православный приход для восстановления церкви. Меня назначили настоятелем нового прихода, а еще через год были окончательно сняты обременения по участку, на котором находился храм. В 2011 году по заявлению прихода были проведены предварительные согласования и получено письменное одобрение губернатора о выделении земельного участка. В настоящее время продолжаются дальнейшие работы по формированию участка, а также проектные работы, которые мы планируем завершить в течение года и приступить к строительству храма.

Поскольку еще живы люди, которые помнят прежнюю церковь и остатки кладбища, я думаю, очень важно восстановление прежнего облика церкви. Кроме того, следование историческим образцам - укоренившаяся в православии традиция, которую, по моему мнению, следует сохранять".

Геннадий Соколов, руководитель проектных работ:
"По сути, речь здесь идет не о воссоздании, а о новом строительстве. Проект Красовского скорректирован в сторону увеличения: новую церковь мы предполагаем сделать двухэтажной, с крестильней в высоком цоколе. Это обусловлено тем, что несопоставимо увеличилось население района и, соответственно, прихода. Церковь в прежнем своем виде была бы просто слишком мала. В то же время делать что-то принципиально новое на этом месте я считаю неправильным, поскольку необходимо сохранить память места. Помимо собственно здания церкви предполагается благоустройство прилегающего участка".

Кирилл Яковлев, архитектор:
"Первоначально мной были сделаны акварельные эскизы, в которых я старался максимально следовать сохранившимся изображениям церкви. Необходимо заметить, что в процессе постройки Духовской церкви проект Красовского был несколько скорректирован в сторону упрощения. Поэтому я ориентировался в рисунке фасадов больше на архивные фотографии, чем на первоначальные эскизы. Что касается интерьеров - у нас есть достаточно четкая архивная фотография иконостаса, позволяющая его корректное воспроизведение. Других изображений интерьеров, к сожалению, не сохранилось. Поэтому при воссоздании мы будем придерживаться общих традиций русского стиля начала ХХ века, который, в свою очередь, ориентировался на московские и ярославские образцы ХVII столетия. Вместо витражного плафона, изображенного на разрезе в проекте Красовского, нам хотелось бы сделать
открытое шатровое пространство, более характерное для русских храмов".

В настоящее время ведется сбор пожертвований и поиск спонсоров. Свою готовность поддержать возрождающийся храм выразил Императорский фарфоровый завод. Здесь, в частности, предполагается воссоздать по сохранившемуся изображению оригинальный фарфоровый иконостас. 

ООО "Архстудия". Геннадий Соколов, Кирилл Яковлев. Проект новой церкви во имя Сошествия Святого Духа. Западный фасад, поперечный разрез, генеральный план


А.Ф. Красовский. Проект церкви во имя Сошествия Святого Духа. 1901. ЦГИА СПб. Боковой фасад, разрез


Источник: http://kapitel-spb.ru