Журнал "Капитель": Райский сад на проспекте Косыгина

Текст: Ирина Бембель

Журнал "Капитель": Райский сад на проспекте Косыгина
Несколько лет назад появилась идея создать на проспекте Косыгина масштабный церковный комплекс. Грандиозный замысел не сразу обрел конкретные черты. Идея предлагалась к разработке разным проектировщикам, хотя формально это не был конкурс. Я познакомилась с ней из рук И.Г. Уралова - художника-монументалиста, уже имевшего успешный опыт в храмостроительстве, а потому вовлеченного в орбиту проектирования. Так, ранее Иван Уралов стал идейным вдохновителем и соавтором проекта церкви Рождества Богородицы в п. Александровская (вместе с А. Шретером, А. Головиным, Г. Ураловым и группой ФоРУС) в духе обновленного модерна. Храм, остро и выразительно отрисованный, стал цельным произведением синтеза искусств и полноценным современным высказыванием. Он был высоко оценен профессионалами, получив несколько наград и почетное место в Белой книге Петербурга. Новая смелая концепция, вне зависимости от ее дальнейшей судьбы, представляется достойной внимания читателей.

Иван Уралов:
"Обширная рекреационная зона, на которой предполагается строительство комплекса, представляет собой незавершенный парк без признаков ансамблевости в окружении напряженных автомагистралей и насыщенной жилой и коммерческой застройки. Транзит пешеходов, выгул собак, мамы с детишками, коллективные выпивки с последующим мусором - таково использование территории сегодня. Объемы существующих здесь церкви и часовни, гуманизируя ситуацию по сути, не могут играть роль необходимых пластических и смысловых акцентов и представляются в стилевом, образном и масштабном исполнении достаточно случайными. 

Те предложенные проекты коллег, которые мне довелось видеть, представляют собой концептуально традиционные однотипные решения: избыточную по пространству и по масштабу окружающей застройки территорию "уравновесить" еще более монументальным объемом будущей доминанты. Мне же представляется, что возводить на абсолютно плоском участке громаду "муравейника" на 10 тысяч человек - это слишком резкий ход. Поэтому я предложил начать с пластики земли, решив оживить местность насыпным валом, за которым можно укрыть и нижние этажи храма, и подземную часть с технической и хозяйственной инфраструктурой, сформировав внутреннюю соборную площадь с обращенными к храму аркадами духовно-просветительского центра. Это позволило бы создать необычное, укрытое от внешнего мира сакральное пространство, пластически и содержательно контрастирующее с урбанизированным и достаточно безликим архитектурным окружением.


Участок, выделенный под проектирование, имеет в плане форму вытянутого ключа. Отсюда возникла идея соединить колокольню с верхним храмом прозрачным объемом зимнего "Райского сада", к которому примыкают с двух сторон галереи библиотеки и музея православной семьи. Горизонтальный объем оранжереи поднимается пологим ступопандусом, эмоционально готовя людей ко встрече с соборным пространством. В то же время "Райский сад" имеет и большое самостоятельное значение. Часть людей, которая еще не готова ко встрече с храмом, сможет приходить именно сюда, чтобы заниматься на курсах цветоводства, ландшафтного дизайна или просто отдыхать с детьми от городской суеты и житейских стрессов. 

В нашем суровом климате это очень важно, особенно для горожан, не имеющих собственных дачных участков. Рано или поздно, я уверен, эти люди непременно придут и в храм. И в пути этом им поможет "Райский сад". Проект предусматривает также устройство на колокольне карильона и исполнение церковной и классической колокольной музыки. Церковь, посвященная Женам-Мироносицам, с моей точки зрения, должна быть "женской" по облику. Абрис головы с продетым сквозь обруч платом и покатые плечи - из этого образа возник мягкий светлый силуэт храма, который, благодаря окружению зеленым валом, воспринимается масштабно облегченным. Кроме того, присутствует и тема соборности, образ единения людей, молитвенно приникших к мощному телу Церкви. Если говорить о языке, то здесь, как и в архитектуре церкви Рождества Богородицы, задействованы и древнерусское зодчество, и модерн.

Я очень благодарен людям, которые привлекли меня к этой работе и с которыми вместе в едином творческом коллективе мы смогли детально разработать мою первоначальную идею и творчески развить ее. Это архитекторы Сергей Анатольевич Павлов и его молодые коллеги - Надежда и Иван Лебедевы. Благодаря им я с восторгом отдал этой задаче мое лето 2011 года".


В недавно вышедшем альбоме "Европейская архитектура" из серии "Коллекция" автор текстовых комментариев Мишель Галиндо пишет об одном из новых храмов: "Церковь расположена в районе с высоким уровнем преступности, поэтому своим видом она напоминает крепость". Концепция Ивана Григорьевича прямо противоположна. Прилегающий жилой район также относится к неблагополучным и достаточно депрессивным, но вывод сделан иной: надо ситуацию лечить красотой, надо превратить это большое поле в райский сад,
доступный каждому. 

В нашей стране, где делаются лишь первые шаги в возрождении церковной архитектуры, еще более новой задачей стала разработка идеи церковно-социального комплекса, которая давно оттачивается в европейских странах. Исторически и у нас храм всегда обрастал домами клира, богадельнями, образовательными центрами, домами трудолюбия и т. д. Но сейчас перед архитекторами стоит удивительная по богатству возможностей задача создания единого и цельного гуманного пространства, современно осмысленного как с художественной, так и с функциональной точки зрения. 

Идя "от места", от его планировочных формально-видовых характеристик и социальных, человеческих проблем, И.Г. Уралов (фонтанирующий генератор идей) предложил совершенно нестандартный ход. Вместо не в меру "распухшего" монообъема с невероятным количеством функций дать динамически срежиссированное и эмоционально осмысленное "чудесное" пространство с развернутой цепью сюжетов и кульминацией в верхнем храме. Эта работа отчетливо обозначила обособленность монументальных идей и "высказываний" Ивана Григорьевича и его коллег-единомышленников в сегодняшнем церковном искусстве. Слишком личный, слишком современный и нетривиальный язык и свежесть подхода с настороженностью воспринимается заказчиками. Гораздо проще согласовать прямую историческую стилизацию, увеличив, при необходимости, некий образец до нужных размеров и "поставив" копию куда угодно. С одной стороны, недоверие понятно: общество стало светским, и среди творцов сегодня не так много людей верующих, а тем более воцерковленных. Отсюда потенциальная опасность размывания понятия "православный храм" и подмена его произвольным творческим самовыражением. Поэтому Церковь по большей части руководствуется пословицей "форма дух бережет" и редко одобряет эксперименты. Однако это, во-первых, входит в противоречие с меняющимся "социальным заказом" сегодняшней паствы, а во-вторых, отбивает охоту у тех, кто от души желал бы отдать свой талант Церкви, и привлекает равнодушных конъюнктурщиков и малоспособных "ревнителей не по разуму". А это заведомо отрезает путь к поступательному развитию нашей церковной архитектуры.

Проблема просвещенного заказчика и мецената существует повсеместно. В церковной архитектуре на нее накладывается проблема просвещенного (в православном духовном смысле) архитектора. Хотелось бы, чтобы они чаще находили друг друга. Хотелось бы пожелать удачи "Райскому саду".