Открылся фестиваль "Вера и слово"

IX Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" открылся 19 октября в подмосковном пансионате "Клязма". Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), клирик УПЦ МП, отслужил молебен святому апостолу Фоме, в день памяти которого открылся фестиваль.
Открылся фестиваль "Вера и слово"

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступая с приветствием по видеосвязи, отметил, что в прошлом году Церкви пришлось столкнуться с невиданными доселе вызовами, в том числе связанными с расширением присутствия в цифровом формате, - поэтому для форума была выбрана тема "Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации". Еще недавно в диковинку были встречи и занятия на платформе Zoom, онлайн-консультирование мирян священнослужителями, QR-коды. 

"Нынешняя ситуация заставляет нас вновь и вновь задумываться о том, что все нам позволительно, но не все полезно. Как мне представляется, со святоотеческих времен ничего не изменилось, и та оппозиция "использование - злоупотребление" и сегодня является для нас определяющей. Инструмент нейтрален, все зависит от того, как, для чего и насколько эффективно мы будем его использовать", - отметил Владимир Легойда, добавив, что для православных важнее всего жить и действовать согласно с Евангелием.

Был показан видеоролик с приветствием вице-премьера правительства Дмитрия Чернышенко, отвечающего за вопросы цифровой экономики и инновации. Он отметил, что фестиваль - важный формат общения и взаимодействия информационных работников Церкви, и в этом году его международное измерение заметно усилилось: приехали гости из СНГ, Греции, Черногории, Сербии и Ливана.

В завершение церемонии состоялось поздравление участников, которые в дни фестиваля отмечают день рождения; им пропели многолетие.

Первым мероприятием фестиваля стала панельная дискуссия "Бессмертие: цифра и клетка". Ее вели епископ Переславский и Угличский Феоктист, журналист Елена Жосул и настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе иерей Владимир Духович. 

Ведущая отметила, что Церковь предлагает свой способ преодоления смерти, но светский мир его отвергает и предлагает другие. Насколько они приемлемы для Церкви? Епископ Феоктист рассказал, что при Московском Патриархате существует рабочая группа, которая занимается мониторингом цифровых технологий. Святейший Патриарх Кирилл считает это направление одним из приоритетных. К сожалению, простые обыватели верят в чипизацию, вредоносные 5G-технологии и прочее. Этим суевериями подвержены и церковные люди. У Церкви должен быть ответ на эти фобии, и отвечать должны эксперты.

Елена Жосул задала вопрос, что такое искусственный интеллект и представляет ли его внедрение опасность. Член совета по правам человека при президенте РФ Игорь Ашманов заверил, что разговоры о внедрении искусственного интеллекта - "медийный пузырь", который через некоторое время неизбежно "схлопнется". В течение ХХ-XXI века по поводу искусственного интеллекта периодически возникала эйфория, которая длилась года два-три. Так недавно были у всех на слуху, а потом схлынули разговоры про блокчейн и криптовалюту. Реальные технологии появляются, работают, но ажиотажа это не вызывает.

Говоря об искусственном интеллекте как таковом, Игорь Ашманов подчеркнул, что никакого сознания у машины нет и никогда не будет, поэтому не будет ни "злых", ни " добрых" роботов, которых так любили фантасты ХХ века. То, что мы называем "искусственным интеллектом", не может совершать никаких мыслительных операций, которые совершает человек, - точно так же, как автомобиль не переступает ногами, а самолет не машет крыльями. Мы не можем "скопировать" работу мозга, поскольку как работает мозг, мы не знаем.

Он отметил, что сейчас переоценена профессия программиста, их считают чуть не "новой интеллектуальной элитой", но на деле это обычно не очень высоких моральных качеств и интеллекта люди. Переоценивание техники и технологий вполне можно трактовать как новую религию. В отличие от традиционной религии, бог технологий обещает "всё здесь". Бессмертие, которое он якобы предлагает, означает остаться на земле, отсрочить суд или вообще избежать его. "Цифровое бессмертие", о котором стало модно говорить, на самом деле - обман: если бы и удалось создать "рамку", похожую на мозг, туда бы заселились бесы. Полноценный интеллект создать нельзя. Если все данные мозга перенести в компьютер, человек от этого не появится. В Японии создают цифровые копии умерших родственников: это коммерция и шарлатанство.

Иерей Владимир Духович отметил, что в наше время громадные средства вкладываются в борьбу со старением и смертью. ВОЗ включила старение в список болезней. Священник видит в этом очередную форму богоборчества. Кем станет человек, получивший биологическое бессмертие? Он будет бояться несчастных случаев, испытывать различные депрессивные состояния, что приведет к росту суицида.

Отец Владимир отметил, что все технологии, направленные на замедление старения, имеют побочные эффекты. Например, использование стволовых клеток, которые могут постоянно делиться и не имеют специализации, приводят к повышению риска онкологических заболеваний.

Протоиерей Александр Абрамов, секретарь Синодальной комиссия по биоэтике, принял участие в обсуждении по видеосвязи. Он отметил, что критика биологического бессмертия существовала всегда. Верующий надеется на спасение. Трансгуманизм предлагает техницизм, позитивизм. Официально трансгуманизм существует с 1957 года, на за это время человечество не придумало даже эффективное средство от насморка. Никакого "искусственного интеллекта" нет, есть программы. Никто не объясняет, как будет жить физиологически бессмертный человек на нашей далеко не бессмертной планете. Современные технологии, задерживающие старение, предлагают не самосовершенствование, а "улучшение". Но пока не побеждена болезнь Альцгеймера, другие формы деменции. Церковь думает об этом. Решение именно таких задач должно быть для науки первоочередным.

Состоялся практикум ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" иерея Александра Волкова "Каким должен стать ЖМП, чтобы вернуться к читателю? Старейшее печатное издание Русской Церкви - новые идеи и направления развития". Отец Александр рассказал, что старейшему церковному изданию в нашей стране исполняется в этом году 90 лет - даже светских изданий с таким сроком жизни найдется не так много. Продолжается работа над оцифровкой всего архива ЖМП, на настоящий момент оцифрованы материалы за десять лет.

Официальная хроника важнa в перспективе. Отец Александр поделился своими соображениями по поводу развития официальной части, которая состоит из информации о служениях Предстоятеля и публикации журналов Священного Синода: есть задумка дополнить официальную часть дайджестом об основных событиях синодальных отделов, для чего отделы должны предоставлять отчеты. Наряду с традиционной "бумажной" предполагается ввести электронную рассылку.

Но главный вопрос - что нужно сделать, чтобы журнал читали. Раньше, когда это издание было единственным церковным СМИ, его зачитывали до дыр. Сейчас есть множество церковных изданий, темы часто повторяются. Отец Александр отметил, что видит основной аудиторией журнала пастырей РПЦ, хочет, чтобы ЖМП стал "журналом для священников", чтобы священник в глухой деревне понимал, что его проблемы и запросы всем знакомы и понятны.

Присутствовавшие высказали предложения, среди которых - освещать пастырскую деятельность священников-новомучеников (публиковать их труды, проповеди), ввести в публикации краеведческий элемент, а местные священники пусть предоставляют материалы. Редактор издания Дмитрий Анохин отметил, что ситуация не безнадежна, и подчеркнул, что вопросительный знак в названии мероприятия - неправильный: надо давать ответы, а не задавать вопросы.

image.jpg

Санкт-Петербургскую епархию представляют сотрудники информационного отдела: руководитель сектора коммуникаций Наталья Родоманова, сотрудник сектора Анастасия Мясоедова, сотрудник редакции журнала "Вода живая" Евгений Перевалов, редактор новостей сайта митрополии Татьяна Кириллина.

ИА "Вода живая",
19.10.21