Встреча с выпускающим редактором журнала "Вода живая" Тимуром Щукиным прошла 14 декабря в Константино-Еленинском монастыре. Ее вела пресс-секретарь обители Светлана Замешайлова.
Ведущая отметила, что в этом году Церковь отмечает важную дату - 1700-летие Первого Вселенского Собора. Тимур Щукин принимал участие в конференции в МДА, его выступление было посвящено одному из аспектов Первого Вселенского Собора, и интересно было бы услышать в общедоступной форме, каковы основные итоги этого Собора.
Тимур Щукин рассказал, что Первый Вселенский Собор стал темой номера журнала за июль-август. Почему был выбран этот номер? Мы не знаем, когда точно начался и закончился Первый Вселенский Собор, но существует довольно убедительная концепция, что он начался в мае и закончился примерно в августе. На обложке этого номера репродуцирован эскиз Василия Сурикова: в 2023 году прошла его масштабная выставка в Русском музее, где помимо хрестоматийно известных картин - "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка" - была представлена религиозная живопись, в том числе ряд эскизов, посвященных Вселенским Соборам.
"На эскизе, посвященном Первому Вселенскому Собору, изображены практически все, кто был так или иначе причастен к этому событию, - сказал Тимур Щукин. - Здесь можно увидеть императора Константина на троне в торжественном облачении, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского. А выступает святитель Афанасий Александрийский, тогда еще диакон, - он был в то время основным интеллектуалом со стороны православных. Существует радикальная точка зрения, что участие в Соборе святителей Николая и Спиридона - не более чем легенда. Но, хотя не сохранилось протоколов и вообще никаких официальных документов Первого Вселенского Собора, сохранились списки тех, кто подписался под его итоговыми решениями, и в этих списках есть и епископ Николай, и епископ Спиридон. Какие-то подробности о поведении святых на Соборе появились довольно поздно - упоминание об участии святителя Спиридона, например, появилось в житии седьмого века, и насколько оно соответствует тому, что было в четвертом веке, вопрос дискуссионный, - но их присутствие несомненно. Как известно, участников было огромное количество, от 200 до 300 одних епископов, "каноническое" число 318 - скорее символическое, но считается, что было минимум 200 епископов, максимум 300, а всего участников - до двух тысяч, потому что каждого епископа сопровождали помощники, какая-то обслуга. Большинство заседаний были камерные, собиралось по несколько человек, они очень дотошно обсуждали каждую деталь, каждый вопрос. А потом уже результаты этих камерных обсуждений выносились на торжественные заседания, одно из которых здесь показано, в них уже участвовал император".
Докладчик подчеркнул, что на камерных заседаниях большую роль играли участники, которые не были хорошо подкованы в богословском плане. Примерно 10 процентов были сторонниками арианской ереси. Какой-то процент были интеллектуалами, они активно участвовали в схоластических спорах, обсуждали формулировки. И основными "лицами", выражающими чаяния большинства, Предание называет святителей Николая и Спиридона. Они были убежденными противниками арианства, а основным результатом Первого Вселенского Собора было как раз поражение арианства. При этом поражение было не окончательным, была вторая волна арианства, борьба продолжалась еще несколько десятилетий. Святители Василий Великий и Григорий Богослов, великие каппадокийцы, боролись с арианской ересью, и это продолжалось до конца четвертого века.
Император Константин - ключевая во всех отношениях фигура Первого Вселенского Собора, именно от него исходила инициатива созыва. Как человек, который перед этим в течение двадцати лет бесконечно воевал со своими соправителями - языческими императорами - и окончательно победил только в 324 году, он лучше всех понимал, что такое гражданский мир, и решил именно Церковь сделать основой гражданского мира. Но для этого в самой Церкви должен быть мир. Поначалу император не воспринимал богословские споры как нечто серьезное, но постепенно осознал, что это касается основ христианского вероучения, и в конце концов пошел на созыв Собора, взял на себя всю организацию. Император внес решающий элемент в Символ веры - именно он предложил термин "омоусиос", "единосущный", который резко отделил арианскую ересь от православия. Не он этот термин придумал, он впервые возник, как и многое, что Православная Церковь впоследствии переняла, в гностических текстах. Изначально этот термин означал совершенно другое, но именно решением императора был сочтен очень удачным для формулировки православной веры.
Первая из двух публикаций в журнале на тему Вселенского Собора посвящена важному вопросу, который обсуждался на Соборе, - спору о праздновании Пасхи. Публикация "Главный нерешенный вопрос" - беседа ответственного редактора журнала "Вода живая" протоиерея Александра Сорокина с преподавателем СПбДА протоиереем Владимиром Хулапом. Вторая - статья самого Тимура Щукина "Книга Бытия в догматическом споре" на основе доклада на конференции, посвященной юбилею Никейского Собора. Она посвящена тому, как ариане и православные использовали библейский стих о сотворении человека по образу Божию, и это имеет непосредственное отношение к христологии.
Тимур Щукин отметил, что эти статьи можно прочитать не только в журнале, но и на сайте, как и большинство публикаций журнала. Он также рассказал о самом журнале "Вода живая", его разделах, составе редакции, авторах, принципах работы, представил последний по времени декабрьский номер, главной темой которого стали христианские киноклубы, рассказал об опубликованной в этом же номере своей большой статье о духовных исканиях Сергея Есенина.
Светлана Замешайлова отметила, что православный режиссер Алексей Злобин, интервью с которым также опубликовано в декабрьском номере, выступал в духовно-просветительском центре монастыря в переулке Лодыгина, 5, где показывал свой фильм "Удивительное художество".
Среди постоянных авторов журнала Тимур Щукин отметил сотрудника Библиотеки Российской академии наук Александра Клементьева, который публикует интересные материалы о неизвестных или полузабытых фигурах ХХ века - священниках, духовных писателях, историках. В декабрьском номере опубликован его материал о протопресвитере Константине Изразцове, миссионере ХХ века в Южной Америке.
На вопрос, есть ли у журнала какие-нибудь награды, Тимур Щукин рассказал, что журнал участвовал в фестивале корпоративных СМИ, и практически во всех номинациях его публикации заняли призовые места.
На вопрос о взаимодействии с другими церковными СМИ Тимур Щукин отметил сотрудничество с радио "Град Петров", телеканалом "Союз".
На встрече можно было приобрести номера журнала "Вода живая".
Светлана Замешайлова провела для гостя экскурсию по храмам монастыря, подарила буклет об обители.
ИА "Вода живая",
14.12.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы
Константино-Еленинский женский монастырь
188839, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское, ул. Советская, д. 44Упоминания в новостях
17 декабря 2025
Прошло совещание настоятелей монастырей
...
Участвовали игумены и игумении монастырей: Коневского Рождество-Богородичного архимандрит Александр (Арва), Троице-Сергиевой пустыни игумен Варлаам (Переверзев), Староладожского Никольского игумен Филарет (Пряшников), Новодевичьего игумения София (Силина), Константино-Еленинского игумения Илариона (Феоктистова), Староладожского Успенского игумения Евфросиния (Берлизова), старшая сестра Алексеевской монашеской женской общины в Горелове монахиня Мануила (Турышева) ...
7 ноября 2025
Состоялось собрание игуменов и игумений монастырей епархии
...
Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, настоятели Троице-Сергиевой пустыни - игумен Варлаам (Переверзев), Староладожского Никольского монастыря - игумен Филарет (Пряшников), Новодевичьего монастыря - игумения София (Силина), Константино-Еленинского монастыря - игумения Илариона (Феоктистова), Староладожского Успенского монастыря - игумения Евфросиния (Берлизова) ...

