Представлена книга "Очерки библейского богословия"

Презентация книги доцента кафедры библеистики СПбДА протоиерея Евгения Горячева "Очерки библейского богословия. Книга 1. Пятикнижие", вышедшей в нынешнем году в академическом издательстве в рубрике "Библеистика", прошла 15 декабря в просветительском центре Феодоровского собора. Ведущим выступил настоятель протоиерей Александр Сорокин, автор предисловия к изданию.

"Очерки библейского богословия" - это обработанные в свободной литературной форме фрагменты лекций автора, прочитанные им на протяжении трех десятилетий в различных православных образовательных учреждениях. Богословско-экзегетические размышления автора касаются только избранных библейских сюжетов, о которых он пытается говорить не только традиционно, но и оригинально. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви и предназначена для преподавателей и студентов богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, для специалистов в области библеистики, а также для всех, кто изучает Библию, оставаясь при этом носителем христианского мировоззрения.

Отец Александр отметил, что книг, посвященных библейскому богословию, на русском языке написано очень мало. Существует "Словарь библейского богословия", вышедший впервые в 1960-е годы, учебник "Введение в библейское богословие" приснопамятного архимандрита Ианнуария (Ивлиева), а представленная сегодня книга - третья по счету. Библейское богословие как дисциплина появилось в Европе и Америке, это одна из молодых библейских дисциплин, рождение которой совпадает по времени с рождением многих других современных наук.

Отец Евгений выразил благодарность редактору книги - переводчику, филологу-русисту Марии Архипецкой, а также тем, кто прочитал книгу и оставил на нее отзывы, - приснопамятному протоиерею Кириллу Копейкину, преподавателю СПбДА Петру Бухаркину и автору предисловия протоиерею Александру Сорокину. Готовилось чтение книги на радио "Град Петров", но этот проект пока не осуществился.

Отец Евгений отметил, что мог бы выпустить книгу в другом издательстве, но как преподавателю духовной академии ему было важно, чтобы книга вышла именно здесь, и поблагодарил главного редактора издательства СПбДА Дмитрия Волужкова.

Он поблагодарил также своих учителей, без которых эта книга не могла бы состояться, - архимандрита Ианнуария (Ивлиева), который был научным руководителем его кандидатской диссертации, и преподавателя СПбДА приснопамятного Игоря Мироновича (1938-2011).


"Часто приходится слышать, что когда мы молимся, мы разговариваем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог говорит с нами, - сказал отец Евгений. - И много раз читая Священное Писание и для себя, и как священник на богослужении, и как преподаватель, я в какой-то момент к этим текстам, которые воспринимал некритично, стал относиться как ребенок, который не понимает поступки или высказывания своего отца. Я стал спрашивать, стал задавать Библии и Богу, по повелению Которого она создана, вопросы. И, по сути дела, книга является ответом на них. Я пишу ее для себя на своем нынешнем уровне восприятия Священного Писания. Он, конечно, отличается от того, что было в семинарии или сразу же после рукоположения. Какие-то вещи, которые в определенный момент сделались мне непонятными, я объясняю себе, и если мой ответ принесет пользу кому-то еще, еще кого-то вдохновит, я буду рад, благодарен, счастлив. Но это не последняя остановка: пока мы живы, наше взаимоотношение с традицией, с верой не заканчивается. И как знать, может быть, через 10−15 лет, если Бог судит прожить этот отрезок, я, читая собственную книгу, скажу: "А сейчас я уже думаю не так". Это движение, динамика. Если Библия - книга не только о прошлом, но и о настоящем, мне хотелось увидеть, как древние библейские тексты оживают в современности, или увидеть в событиях нашей жизни библейский смысл, или дать им библейскую оценку. Я всегда так и относился к Священному Писанию: это книга, в которой о прошлом сказано многое, но если мы оставляем ее в границах прошлого, она перестает быть книгой жизни. Поэтому именно перенесение библейского контекста в нашу собственную историю меня всегда завораживало".

Отец Евгений обратил внимание на то, что в Средние века художники изображали героев библейских сюжетов в костюмах и ландшафтном обрамлении, свойственных их времени. Но не надо смеяться над ними и думать, что они не понимали, что в библейские времена люди одевались совсем не так и пейзажи древней Иудеи отличаются от видов современной им Италии или Голландии. Они это прекрасно понимали, но показывали, что события, описанные в Священном Писании, имеют прямое отношение к действительности. В дальнейшем появились изображения Иисуса и Божией Матери и чернокожими, и с монголоидными чертами лица, и это совершенно нормально.

Автор прочитал два отрывка из книги: один метафизического, второй исторического характера, при этом оба отрывка имеют непосредственное отношение к жизни.

Вопросы, возникающие при чтении глав, касающихся сотворения мира, обычно таковы: если Бог способен творить из ничего, почему Он делает это постепенно; почему ограничился в Своем творчестве только шестью актами. Библейские чудеса могут быть мгновенны, поскольку между божественным замыслом и его воплощением нет никаких препятствий: "Той рече, и быша: Той повеле, и создашася" (Пс. 32:9). Шесть дней творения напоминают основные этапы человеческой жизни. День первый - момент создания исходного, концентрированного бытия. Этот этап сопоставим с моментом зачатия и началом самостоятельного существования человеческого зародыша. Для мира, как и для эмбриона Homo sapiens, внутриутробное пребывание есть "тьма над бездной" (Быт. 1:2) и одновременно чуткое восприятие внешней родительской заботы. День второй - внесение структурных изменений в первичные онтологические формы. Творческое отделение воды от воздуха сопоставимо с выходом младенца из чрева матери. Бог, отделяющий сущности друг от друга и меняющий их прежний статус, напоминает акушера, перерезающего пуповину новорожденного. День третий - мир продолжает видоизменяться, однако к внешним божественным преобразованиям присоединяется теперь собственная активность творения. Стадия космического младенчества закончилась, и поэтому мироздание, подобно ребенку, спускается с рук. Явление суши под ногами - это недвусмысленное приглашение к первому самостоятельному шагу. Для мира, как и для человека, данный период соответствует раннему детству. День четвертый может быть назван эпохой отрочества. С мирозданием в это время происходит то же, что и с любым развивающимся подростком. Ему предлагается идущее извне просвещение. В библейском рассказе специальными обучающими функциями наделяются небесные светила. День пятый соответствует периоду юности. В модели соотнесенности космоса и человека это время масштабного испытания развившихся тварных сил. При этом процесс начавшейся самореализации различных форм бытия происходит по воле и при активном участии Создателя. День шестой - заключительный этап космогонической деятельности библейского Бога. Он сопоставим с возрастом человеческой зрелости. - это время последнего, итогового усложнения бытия, актуализации и демонстрации высших тварных способностей во имя намеченных свыше целей. Православная богословская традиция включает в концепцию библейского космогенеза еще два дня - седьмой и восьмой. День седьмой - период подведения итогов: Бог смотрит на все, что Он создал, и это вызывает ассоциации с периодом старости. Седьмой день - это также время, когда корабль сотворенного Богом мира, спускается на воду и отправляется в самостоятельное плавание. Отныне Творец и творение продолжают иметь друг друга в виду, но в пространстве бытия движутся в основном параллельными курсами. Этот эсхатологический отрезок можно уподобить моменту смерти, которое позволяет разумной твари встретиться со своим Творцом. Таким образом, в общей картине космогонического процесса мироздание проходит человеческий путь развития.

Отец Евгений подчеркнул, что толкование Шестоднева напрямую связано с развитием науки, поэтому толкование святителя Василия Великого существенно отличается от толкования протоиерея Глеба Каледы (1921-1994), который к тому же по светскому образованию был геологом. Принято считать, что отрывок о сотворении мира - это не научный трактат, а своеобразная космогоническая поэма, символический рассказ. Тем не менее, в этом символическом, условном, поэтическом рассказе сокрыты вещи, которые периодически открывает наука. Та же постепенность творения сопрягается и с теорией эволюции, и с постепенным развитием космоса. Отец Евгений напомнил о статье протоиерея Кирилла Копейкина "Знал ли Моисей математическую физику?": оказывается, можно, будучи научно ориентированным, видеть в этом рассказе не только поэтическое повествование. 

Второй отрывок касается древней истории, рассказа о египетском рабстве и призвании Моисея. Отец Евгений подчеркнул, что при неограниченной монархической власти образ правления всегда зависит от индивидуальных качеств самодержца. По каким-то причинам новый правитель Древнего Египта решил, что еврейскому народу больше не следует покровительствовать. И тут в дело вступила "идеологическая пропаганда", чтобы обосновать в глазах народа решение фараона. Евреи, жившие в Египте, не смешивались с соседями-язычниками, но до определенного времени это никого не волновало. Евреи приносили Египту пользу, и тут их объявляют врагами. Египтянам внушают чувства зависти и ненависти к евреям: они не подражают нам, следовательно, презирают нас. Они не почитают наших богов - это кощунство. Они угрожают нашей безопасности, поскольку многочисленны и сильны. Лишая евреев позитивных человеческих черт, экономических прав и гражданских свобод, фараон предложил египтянам воспринимать потомков Авраама как вредных паразитов. Начав с жестокого принуждения евреев к различным общественным работам, фараон постепенно вовлекает соотечественников в безжалостный геноцид. Пропаганда фараона оказалась довольно результативной. Отец Евгений подчеркнул, что и в наше время правительства объявляют тех или иных соотечественников "врагами", как это было в СССР в 1930-е годы или в нацистской Германии. Это говорит о том, что история, начавшаяся в Библии, продолжается в наши дни. 

В завершение отец Евгений ответил на вопросы аудитории.

Презентация транслировалась в группе Феодоровского собора "ВКонтакте".

ИА "Вода живая",
15.12.25


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости