В Бирюзовом зале епархиального управления прошла встреча сотрудника отдела религиозного образования и катехизации иерея Константина Мальцева с группой учителей Приморского района - преподавателей предмета "Основы православной культуры и светской этики".
Главной темой беседы была необходимость преподавания данного предмета в школе. Отец Константин отметил, что традиционная светская педагогика оставляет в небрежении конечные цели воспитания, не может ответить на вопрос, зачем детей воспитывать так, а не иначе, зачем прививать им те или иные ценности.
"Сейчас общество с надеждой смотрит на педагогику, а педагогика тоже смотрит на общество, - сказал священник. - Не надо забывать, что именно развитие общества стимулировало появление общественной педагогики".
Далее отец Константин коснулся истории педагогики и, поскольку европейская культура зародилась в античном мире, начал с античности. "В античности был запрос на гармонию, на всестороннее развитие личности: человек должен быть сильным, умным и изящно воспитанным. Христианство изменило запрос: первенствовали духовные качества, можно назвать это запросом на святость. В эпоху Возрождения педагогика пережила индивидуализацию, рационализацию и секуляризацию".
Религиозное сознание высшей ценностью считает Бога, на втором месте - человеческая личность (комплекс идей о ценности и неповторимости человеческой личности возник, как подчеркнул отец Константин, именно в христианском мире), на третьем - плоды человеческой деятельности, на четвертом - относительные ценности (здоровье, образование и т.д.), на пятом - служебные ценности (гигиена, этикет). "В советском обществе Бог был заменен идеей построения земного рая. И вышло, что человеком можно пожертвовать, если он "не вписывается" в идею, то есть идея "счастья" обернулась уничтожением миллионов людей. А что такое идея на самом деле? Это продукт деятельности человека, то есть она может быть только на третьем месте, а никак не на первом. Или сейчас модно говорить, что главное - это здоровье, а здоровье - вообще относительная ценность. Также часто можно услышать, что главное - быть хорошо воспитанным, но человек может быть прекрасно воспитан, и при этом быть негодяем".
В наше время, по мысли отца Константина, стало очевидным, что следование исключительно личным интересам и свобода не делают человека счастливее, поэтому педагогика стала двигаться "назад", к той точке, с которой началось увлечение индивидуализмом.
"Если мы будем честны, то поймем, что секулярная педагогика себя не оправдала. Поэтому государство и стало смотреть в сторону Церкви", - отметил отец Константин. Он подчеркнул, что в современной ситуации не может идти речь о всеобщем религиозном воспитании, но лишь о присутствии в образовательном процессе некоторых его компонентов.
ИА "Вода живая",
02.03.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы