Великопостный концерт дал в Санкт-Петербурге хор минского Свято-Елисаветинского монастыря

В Санкт-Петербурге продолжается шестой сезон Великопостных концертов (проект фестиваля "Академия православной музыки"). 2 марта в Большом зале Филармонии великопостные песнопения и духовные стихи исполнил хор минского Свято-Елисаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой). Концерт вела музыковед-медиевист Екатерина Смирнова.

Со вступительным словом к слушателям обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова протоиерей Виталий Головатенко.

"Что такое покаяние? Перемена образа жизни, перемена точки зрения на себя, на свои дела, мысли, - сказал отец Виталий. - Сейчас время Великого поста. Для многих это что-то вроде диеты, неупотребление в пищу продуктов животного происхождения. Давайте обратимся к Священному Писанию, Священному Преданию. Там множество свидетельств того, что же есть Великий пост. Отказ от пищи не является значимой христианской добродетелью. Пища или отказ от нее не приближает нас к Богу. Василий Великий писал: "Истинный пост есть устранение от злых дел. Ты не ешь мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид". А вот что говорит святитель Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами". Тело - важнейшее составляющее органона человека. И воздержание от пищи относится к области тела. Да, тело - это фундамент, но нельзя заботиться только о фундаменте".

Прозвучали богослужебные песнопения Великого поста, в том числе "На реках Вавилонских", "Се время покаяния", "Аз древо неплодное", а также духовные песни - на стих XVIII века "О смерти", белорусский стих "Три ангела", народный стих "Вьюн над водой". В конце концерта хор исполнил песни монахини Иулиании на стихи протоиерея Андрея Логвинова "Дни мои", "Всего-то навсего", "Сохрани Господь" и другие.

После концерта монахиня Иулиания ответила на вопросы корреспондента "Воды живой".

- Как, на ваш взгляд, музыка может помочь в становлении веры?

- Любое искусство может быть душеполезно, если оно угодно Богу. Я знаю несколько случаев, когда, например, человек под влиянием музыки пошел учиться в семинарию или, побывав на великопостном концерте, пошел через день в храм на канон Андрея Критского - узнать, про что же там пели.  Музыка может стать первым шагом на пути к Богу.

- Какие у вас впечатления от сегодняшнего концерта?

- Кое-что спели вдохновенно... Жаль, что не успели подготовиться еще лучше. Ведь у церковного хора свои издержки: люди в миру работают, на других работах. Но все-таки что-то Бог нам дал сегодня донести до людей. Я вижу, что что-то их коснулось. А вообще, я не  понимаю, что происходит... Когда я еще училась в Ленинградской консерватории, благоговела перед этой сценой. Ведь здесь были Евгений Мравинский, я сюда ходила на Святослава Рихтера. А теперь сама тут стою. Что я тут делаю? Полный зал собрался - почему? Не потому ведь, что мы такие великие, нет! Просто люди к православию тянутся. Может быть, человек до храма еще и не дошел, но уже идет на концерт, и это важно.

- Ваши пожелания читателям нашего журнала.

- Желаю всем того же, что и себе: жить в присутствии Бога. Это трудно, мы о Нем помним лишь иногда, время от времени. Желаю постоянного видения действия Божия в жизни, и тогда ничего не страшно, даже смерть.

Монахиня Иулиания (Денисова) - известный композитор, автор церковных песнопений, гармонизаций и обработок. Она закончила Ленинградскую  консерваторию. В 1997 году создала хор, который десять лет сопровождал богослужения минского собора святых Петра и Павла. В 2007 году регент стала послушницей, а затем приняла постриг. Певчие, не желая расставаться со своим руководителем, последовали за ней и участвуют в богослужениях обители.  

Шестой год подряд в зале Дворянского собрания - ныне главной сценической площадке петербургской филармонии - возрождается традиция великопостных концертов. Начало таким сезонам в первой трети XIX века было положено директором Капеллы и учредителем концертного общества Алексеем Львовым. Великосветской публике представлялись образцы "высокого искусства" из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки. Концерты проходили в зале Дворянского собрания с участием лучших церковных хоров.

ИА "Вода живая",
02.03.15