Семинар на тему доступности храмов для инвалидов состоялся в Санкт-Петербурге

Семинар на тему доступности храмов для людей с ограниченными возможностями состоялся 9 июня городском комитете по социальной политике. В нем приняли участие представители Русской Православной Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви и Духовного управления мусульман. Основным содержанием встречи, по плану организаторов, должно было стать налаживание взаимодействия в этом вопросе между различными институтами.

Семинар на тему доступности храмов для инвалидов состоялся в Санкт-Петербурге
Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению представляла сотрудница координационного центра по работе с инвалидами Наталья Одинцова. 

Для каждой категории инвалидности - колясочников, слепых или глухих - своя доступная среда. Колясочникам нужды пандусы, глухим - сурдоперевод на правильном языке жестов, слепым - молитвы по брайлю.

Константин Романов, методист Центра технических средств реабилитации, представил фотоматериалы по храмам Санкт-Петербурга и области. Некоторые примеры кажутся досадным проявлением равнодушия и непонимания проблем, встающих перед человеком с заболеванием опорно-двигательной системы. 

Металлические рельсы на высоких гранитных ступенях Казанского собора не удобны ни для инвалидной, ни для детской коляски. В то же время продуманная зодчим Андреем Воронихиным колоннада словно приглашает к удобному входу в кафедральный собор. Если сделать пологий пандус в торце, он не оскорбит архитектурный вкус даже придирчивого эстета. Критике подвергся даже Феодоровский собор - за то, что вместо каменного пандуса там положен железный. Однако выступавший не счел нужным отметить, как хорошо в соборе организован подъем инвалидов в верхний храм.

Установка пандусов, подъемников - дело дорогостоящее. Зачастую настоятели решают вопрос, сославшись на прихожан-мужчин, для которых втащить коляску на крыльцо не составит большого труда. Ведь, кроме финансовой сложности, установка пандуса в исторических храмах непременно привлечет внимание сотрудников  КГИОП, имеющих право демонтировать несогласованную конструкцию. 

Есть недовольные индустриальными зигзагами, установленными в Исаакиевском соборе. Почувствовать себя на месте инвалида - уже этика. Люди, которые особенно нуждаются в духовной поддержке и помощи, вынуждены сидеть в инвалидном кресле у входа в храм, ожидая, что среди прихожан окажется двое крепких мужчин. Потом их надо попросить поднять кресло. Потом еще раз попросить помочь переехать порожек. И все то же самое - на выходе. "Мы устаем просить. Собираясь в храм, мы не уверены, что сможем туда попасть. Мы все время зависим от случайно оказавшегося доброго и сильного человека", - сказал один из инвалидов.

"Мы должны не подминать мир под себя, а постараться объяснить свои сложности. Да, просить. Ну, что здесь такого?", - раздался деликатный голос Нины Балан, председателя местной организации незрячих специалистов петербургского отделения Всероссийского общества слепых. Она -прихожанка храма Преображения Господня на улице Орбели. Вместе с другими незрячими прихожанами сумела сделать свой храм доступным. В свечной лавке лежат памятки на языке Брайля, молитвы, Новый Завет. Нина Константиновна предлагает распространить этот опыт по другим храмам епархии. 

"Как чувствует себя незрячий человек в церкви? Один раз я зашла в незнакомый храм без дочери. Стою. Не знаю, куда идти. Чувствую - человек рядом, спрашиваю: а где исповедь? Где меня ставят, там и стою, и не знаю, что дальше. Мне кто-нибудь говорит: "Вы что, плохо видите?" Да совсем не вижу! А потом… кто-нибудь проводит, поставит к стеночке. Батюшка идет кадить. Надо отойти. Отхожу, и, бывает такое, потеряюсь. Не понимаю, уж не стою ли к алтарю спиной? Пока меня к монахине одной не прикрепили, я так и металась всю службу", - этот рассказ Нины Константиновны передает всего лишь пару часов из жизни незрячего человека. А ведь как важно, чтобы храм был не просто доступной, но и комфортной средой для человека, где он мог бы перестать думать, как правильно встать, пройти, а мог просто быть с Богом. 

Глухие и слабослышащие чаще всего знают, в каком храме есть сурдоперевод, для них созданы видеозаписи служб на языке жестов. Но, к сожалению, иногда, глядя на старательно жестикулирующего человека, они не могут понять, на каком языке он говорит. Ольга Новоселова, представитель петербургского отделения Всероссийского общества глухих, просила обратить внимание на качество перевода, сопровождающего богослужение.  

Создание доступной среды заставляет ставить себя на место другого. Пока люди Церкви этого не сделают, будут существовать сложности с финансами, будет не хватать волонтеров, будут растерянно искать помощь слепые внутри храма и колясочники снаружи. Но, если мы - Церковь, нам надо расти, вылезать из своего оправданного спокойствия и искать неочевидные решения. Настоящая помощь требует творчества. 

ИА "Вода живая",
09.06.15