Лекция протоиерея Георгиея Митрофанова в Казанском соборе была посвящена фильму "Брат"

В крипте Казанского кафедрального собора 7 октября состоялась встреча с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым. Для обсуждения была выбрана тема "Киллер как герой нашего времени" на примере фильма Алексея Балабанова "Брат", вышедшего в прокат в 1997 году.
Лекция протоиерея Георгиея Митрофанова в Казанском соборе была посвящена фильму "Брат"

Фильм, рассказывающий историю молодого человека-киллера, стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а главный герой - кумиром поколения. Отец Георгий проанализировал картину с богословской точки зрения, разъяснив скрытый смысл диалогов, сюжетных линий и художественных образов.

Он отметил, что фильм показывает противоречивую силу искусства - талант может ставить зрителя перед сложным нравственным выбором и даже дезориентировать его.
 
С первых кадров главный герой Данила Багров предстает перед зрителем как человек, который умеет постоять за себя, и этим вызывает симпатию. Молодежь устала от слов, которые ничего не значат и никого ни к чему не обязывают, поэтому образ Данилы, который мало говорит, а, в основном, делает, силовыми методами решая все вопросы, завораживает ее.

В фильме поднята тема стремления молодежи убежать из того места, где она живет. Психология постоянной готовности куда-то сорваться, ориентированность человека на то, что там, где он живет, ему жить не следует, распространена до сих пор. А когда человек живет как временщик, он ничего созидать не может. Так разрушается российская провинция, а для страны с большой территорией эта тенденция гибельна.

Когда Данила приезжает в Санкт-Петербург, он идет по улицам города как человек, совершенно отчужденный от культурно-исторического контекста, ему и здесь нет места. Знакомство с немцем на блошином рынке становится для него открытием, ведь, в отличие от него, немец - человек с корнями, с исторической памятью. Сцена на блошином рынке подкупает зрителя, ведь Данила не прошел мимо, защитил немца и отстоял справедливость. Но является ли справедливость истинным мотивом его поведения? Главный герой вообще не склонен рефлектировать. Как человек, пришедший с войны, побывавший под огнем, он привык выживать в разных условиях.

Анализируя знакомство Данилы Багрова с двумя женщинами - Светой и Кэт, отец Георгий отмечает, что Света - человек более развитой, чем Данила, более тонкой душевной организации. Несмотря на ее несчастную судьбу, в ней ярко живет желание изменить свою жизнь, сделать ее лучше, и она могла бы созидательно повлиять на жизнь Данилы, но он проходит мимо нее. Кэт открывает ему более отвратительный мир, чем Света и немец, - мир порока. Даже Данилу шокирует образ жизни и поведение Кэт, которая в рабочем порядке предлагает расплатиться собой за наркотики.

Сцена, где главный герой попадает на квартирник петербургских рок-музыкантов, показывает, что ничто человеческое ему не чуждо. Он слушает музыку с совершенно детским выражением лица. Когда он побывал в этом мире сказки, он решает не убивать случайного свидетеля - режиссера, а вместо него убить двух бандитов-подельников, что исполняет спокойно и хладнокровно.

"Время, показанное в фильме, рождало псевдогероев. Но давайте не будем путать героев и святых. Для христиан святой - это тот, кто вытеснил героя. Образ героя пришел из язычества. Разница между ними состоит в том, что герой утверждает себя, а святой пытается в себе выявить образ Божий, дать ему состояться. Герой исключительно самодостаточен, он выразительно и ярко утверждает себя и не нуждается в Боге. Святой заботится о том, чтобы исполнить волю Божию, замысел Божий относительно себя и мира", - сказал отец Георгий.

Фильм, выразительно показывая реальную жизнь в конце 90-х, дает недвусмысленную нравственную оценку событий, если смотреть его достаточно внимательно, резюмировал протоиерей Георгий Митрофанов.
 
ИА "Вода живая",
07.10.16