Премьера авторской экскурсии "Колокольни и звоны Смольного монастыря" состоялась 13 марта в Смольном соборе. Ее провел звонарь храма Игорь Александров.
На звоннице, расположенной в левом приделе собора, он исполнил несколько звонов, затем попробовать смогли и экскурсанты. У макета собора было рассказано об истории его строительства. На улице гости осмотрели 10-тонный благовестник перед входом в храм.
В соборе они ознакомилась с другим макетом, воспроизводящим собор в разрезе, услышали рассказ об истории пятиярусной колокольни, спроектированной великим Растрелли, но не построенной. Планируемая высота - 149 м - делала бы ее самым на тот момент высоким сооружением в городе. В первом этаже предполагалась арка, во втором - надвратный храм. Императрица Елизавета Петровна желала отлить колокол, который превышал вес царь-колокола, и зодчему пришлось внести изменения в проект, добавить еще один ярус. Если бы проект осуществился, высота колокольни достигла 170 м и стала самым высоким строением в мире.
Для строительства собора были возведены кирпичные заводы, организована доставка материалов. Ежедневно трудилось более 2 тыс солдат и рабочих. При закладке фундамента возникла проблема слабых грунтов. Было забито 60 тыс свай из мореного дуба. Для колокольни было забито более 10 тыс свай.
В 1756 году завершилось строительство стен собора и двух храмов без внутренней отделки. В 1757-м началась война с Пруссией, темпы работ замедлились. При императрице Екатерине II собор был почти достроен. В то время Растрелли отвечал одновременно за несколько объектов. Он завершил все, кроме собора, подал прошение об отставке и уехал в Италию. Отвечать за строительство стал Юрий Фельтен.
Екатерина II отказалась от строительства колокольни. Возвели только первый ярус, а в 1833 году, в эпоху царствования Николая I, его разобрали, монастырь упразднили, собор стал главным храмом всех учебных заведений. Это решение сказалось и на судьбе колоколов. В отсутствие колокольни их расположили на купольных башнях. Сохранились балки и крепления, по которым можно определить, сколько колоколов там было: на северо-западной башне - пять, на юго-западной - одиннадцать.
Завершал строительство собора Василий Стасов. Он разработал проект колоколов, но где хранятся эскизы, неизвестно. При отливке колоколов использовались ненужные медные монеты, оставшиеся после денежной реформы. Зодчий добился, чтобы монеты были направлены на изготовление колоколов.
Экскурсия завершилась на звоннице, которая используется как обзорная площадка. Для богослужебных нужд достаточно звонницы в левом приделе и благовестника на улице. На площадке можно послушать аудиоэкскурсию, посмотреть на город сверху через телескоп.
"Эта экскурсия - мой первый опыт, - рассказал Игорь Александров корреспонденту ИА "Вода живая". - Координатор по экскурсиям предложила мне собрать материал. Мы хотели сначала рассказать об истории колокольного дела, объяснить, как воспринимать звоны. Не все, кто не имеет музыкального образования, могут правильно чувствовать музыку. Так и с колоколами. Была цель рассказать о глубоком смысле колокольного звона. Но звон создается не только колоколами - на акустику влияет само пространство. Возникла тема строительства Смольного собора, стало понятно, что без этого в экскурсии не обойтись. Растрелли был гениальным мастером и тонко продумывал акустические свойства колокольни. Я рад, что на экскурсии присутствовали звонари, они понимали, о чем я говорю. Планирую сделать серию экскурсий, каждая будет готовить к восприятию информации для следующей экскурсии. У меня есть уже материал на три экскурсии. Нужно уделить внимание биографии Растрелли, он очень много сделал для нашего города и был интересной личностью".
Фото Алексея Фефелова
ИА "Вода живая",
13.03.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния