В Феодоровском соборе состоялось чтение Евангелия в группах

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября, в Феодоровском соборе по окончании воскресной поздней Литургии и традиционного чаепития состоялось чтение Евангелия в группах.

В Феодоровском соборе состоялось чтение Евангелия в группах
Чтение прошло в еще не до конца достроенном приходском доме, где будет располагаться духовно-просветительский центр.

Вступительное слово произнес настоятель протоиерей Александр Сорокин.

"Дом этот еще далек от завершения, будет момент, когда мы совершим молебен на освящение дома, но хотелось бы, чтобы в этот момент дом был уже готов или почти готов. Ждем, что отец Зинон напишет здесь фреску Рождества Христова. Освящение я бы не сводил только к молебну и окроплению помещения святой водой. Эта церемония длится не так долго. Я хотел бы освящения в более широком смысле слова: эти стены, это пространство должно наполняться чем-то святым, богоугодным, полезным. И что, как не Слово Божие, должно здесь звучать! То Слово, которое нам дается и которое отзывается нашим словом человеческим из верующих, любящих сердец".

Отец Александр напомнил, что опыт чтения Священного Писания в группах знаком многим прихожанам собора: в воскресное время после чая проходят библейские чтения, Евангелие читают в домашних группах и по понедельникам в храме. 

"Уместно и даже символично, что мы подобную встречу устраиваем в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда на Литургии, как и в другие Богородичные праздники, звучит Евангелие от Луки, - продолжил отец Александр. - Это евангельское зачало скомпоновано из двух разных мест: после эпизода с Марфой и Марией (Лк. 10, 38-42) читающий перелистывает три страницы, и там говорится, что некая женщина возносит хвалу Матери Спасителя: "Блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие", а Он в ответ говорит: "Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11, 27-28). Это самый лучший девиз для любого собрания, где люди слушают слово Божие и размышляют над ним". 

Отец Александр обратил внимание на, казалось бы, хорошо известный всем эпизод с Марфой и Марией: "Иисус пришел в некую весь, "жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой". То есть принимала Его Марфа, она была в большей степени хозяйкой - возможно, была старшей по возрасту. Она вроде бы не в очень выгодном свете предстает: Мария избрала "благую часть", а Марфа заботилась лишь о материальной стороне. Я очень часто, служа в храме, ощущаю себя в большей степени Марфой, чем Марией, в моей голове гораздо чаще бывают заботы отнюдь не о Слове, а о материальных сторонах: например, об устройстве в этом же доме канализации, водопровода, электрики… все это Марфа, без которой никуда не деться. Но не будем забывать, ради чего все это, ради чего старалась Марфа, - чтобы Мария услышала в комфортной, спокойной обстановке Слово, которое ее живило и радовало, и не лишена смысла догадка, что Марфа тоже достойна подражания, она тоже достойная ученица Иисуса Христа. Вспомните эпизод с теми же сестрами, но в  другом Евангелии, от Иоанна, когда Христос приходит к ним в дом в скорбную минуту - умер их брат Лазарь. Воскрешению Лазаря предшествует общение Иисуса не с Марией, а именно с Марфой. Марфа не только предавалась печали и плачу, как Мария. Марфа вступила в диалог с Иисусом, и в этом диалоге из уст Иисуса прозвучало откровение: "Я есмь воскресение  и жизнь" (Ин. 11, 25). Перечитайте это место, 11-ю главу, и поймете все детали этого повествования. Поэтому восхвалим и Марфу, и Марию".

Для чтения в группах был предложен необычный с точки зрения времени года евангельский отрывок - о Благовещении. "Обычно это Евангелие читают весной, но мы, в знак начала, прочтем в группах именно его, - сказал отец Александр. - Прочтем по тому регламенту, который выработался по понедельникам. Этот формат предполагает внимательное отношение ко всякому, кому есть что сказать. Важно говорить не о том, что человек раньше знал и о чем читал, а о том, что открылось ему в Евангелии именно в этот момент. Все слушают внимательно, не перебивая, не вступая в дискуссии".    

Для чтения и обсуждения евангельского отрывка участники разделились на группы, не превышающие 12 человек.

Фото Рима Шагапова
"Вода живая",
21.09.14