Состоялась конференция, посвященная 250-летию освящения "Спаса-на-Сенной"

Юбилейная конференция, посвященная 250-летию освящения главного придела храма Успения Пресвятой Богородицы (Спаса на Сенной), состоялась 5 декабря в духовно-просветительском центре "Спасский".


В ней приняли участие деятели культуры и архитектуры, прихожане храма, в том числе Лидия Жербина - внучка в девятом поколении купца Саввы Яковлева, благодаря которому возник знаменитый храм на Сенной площади.

Конференцию открыл настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади иерей Михаил Малюшин. Он рассказал, что храм, утраченный в 1961 году, сейчас трудами и чаяниями прихода восстанавливается. "Мы собрались именно сегодня потому, что 250 лет назад в этот день был освящен последний, главный придел храма Спаса на Сенной - Успенский. Почему храм, посвященный Богоматери, называют "Спасом"? Дело в том, что до постройки каменного храма здесь находилась деревянная церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник, которому был посвящен храм, в народе называют первым Спасом, и имя "Спас" прижилось, осталось за храмом даже тогда, когда храм стал Богородичным, Успенским. По сути, он стал Успенским собором Петербурга".

Отец Михаил напомнил присутствующим, что русский народ имеет особую любовь к этому празднику, тайне Успения человека, тайне смерти. "В любом державном городе России всегда был Успенский собор. Каждый город практически начинался с такого собора. Роль Успенского собора в нашем городе выполнял как раз храм Спаса на Сенной, который монументально вписан в русскую литературу, живопись и культуру. Поэтому мы сочли своим долгом весь 2015 год - год 250-летия полного архиерейского освящения храма - проводить различные праздничные мероприятия. Завершает юбилейный год наша конференция в сам день праздника. Прозвучат с душой подготовленные доклады о самом храме, Сенной площади и людях, которые были связаны с этим храмом", - заключил протоиерей Михаил Малюшин.

Отец Михаил совершил благодарственный молебен во славу Пресвятой Богородицы, после которого начались выступления докладчиков. Искусствовед и писатель Зоя Юркова посвятила свой доклад истории Сенной площади и Спасской части Петербурга. "Города образовывались там, где складывалась торговля, пересекались торговые пути и возникал рынок, - начала свой рассказ Зоя Владимировна. - В таких местах сразу же появлялась церковь, потом городская управа, и площадь становилась центральной, к ней стягивался весь город. 1738-1739 год считается годом возникновения Сенной площади - тогда, согласно указу Анны Иоанновны, дорога до Москвы была продлена до площади. Здесь сразу же завязалась торговля, с каждым годом становясь интенсивнее. Купец Савва Яковлев (Собакин) выкупил участок земли, одновременно местные купцы выразили желание строить тут церковь. Саввой Яковлевым была куплена деревянная церковь и перенесена на Сенную площадь, она получила название Спаса на Сенной. В 1765 году вместо деревянной была заложена каменная церковь, которая усилила значимость Сенной площади. Кроме прочего она приобрела и государственную функцию - мимо нее проезжали в город государственные экипажи. Храм неоднократно перестраивался, последняя перестройка была совершена в 1867-1871 годы, после чего храм сохранил свой облик вплоть до 1960-х".

1-Савва Яковлев.jpg

Савва Яковлев.


В советское время все ценности из церкви были изъяты, несмотря на сильное сопротивление прихожан. Храм был передан обновленческой церкви, ему присвоили статус собора. Когда правительством города было принято решение на месте храма построить метро, общественность писала письма, пыталась протестовать, но безуспешно. Январской ночью 1961 года церковь на Сенной площади была взорвана. Она была доминантой площади и ориентиром для строительства близлежащих домов в исторической части города. После ее разрушения площадь потеряла свой неповторимый облик.

Почетный архитектор России, член Градсовета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Рафаэль Даянов выступил с докладом "История создания архитектурного облика храма". В своем выступлении он опирался на историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии. Рафаэль Маратович отметил, что с архитектурной точки зрения здесь присутствует смесь различных стилей. По одной из версий, храм выражает идею коршуна, прикрывающего крыльями своих птенцов. Действительно, вокруг храма собирались все, кто приезжал в столицу. Многие купцы, "оперившись" на Сенной площади, "улетали" отсюда в более чистые местности. Многие купеческие династии выросли из этого места.

Одной из особенностей храма и его символом стал крест, увенчанный короной, на главном куполе. Он был изготовлен в честь коронации императрицы Екатерины II. Другая особенностью храма - особые рисунки куполов, не характерные для русского зодчества, но имеющие ряд аналогий в украинском зодчестве конца XVII - начала XVIII столетий. Таким образом, по характеру архитектуры церковь Спаса на Сенной представляла собой уникальный пример культового здания, в котором воедино сочетались традиционные черты планового объемного решения (зимняя и летняя части), идущие от древнерусской архитектуры XVI века, и зодчества Украины.

Темой доклада краеведа Татьяны Ганф стала "Александро-Невская лавра и церковь Спаса на Сенной". Она рассказала о бывших настоятелях храма, ныне покоящихся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, - священниках Василии Сперанском, Сергии Орлове и других.

О петербургских блаженных Анне Лашкиной и Александре Крайневе, связанных со Спасо-Сенновским Успенским храмом, рассказала Анастасия Жукова. Анна Лашкина была фрейлиной Екатерины II, которая однажды поняла, что земное счастье невозможно, а возможно только в Господе стараниями стать нищей духом. Она исчезла из города, а вернулась туда уже в облике юродивой. Подвизалась на Сенной площади, жила подаяниями и, хотя сама была нищей, постоянно раздавала милостыню. Была прихожанкой храма. Вскоре стали замечать, что монетки, раздаваемые ею, приносят удачу, а предсказания сбываются. Чудотворения происходят на ее могиле на Смоленском кладбище и по сей день.

Старец Александр Крайнев много странствовал по стране и по миру, 28 лет носил вериги, всячески изнурял свое тело. В Петербурге собирал милостыню на храмы и, будучи нищим, одарил утварью девять церквей в городе и еще много церквей в Вологодской области. Он был высоко почитаем среди петербуржцев, его духовная помощь была явлена народу. В последний путь его провожали 20 000 человек, с гробом на руках они прошли крестным ходом от Сенной площади до Митрофаниевского кладбища.

Сотрудница ДПЦ "Спасский" Вера Писаревская выступила на тему "Удивительная связь прошлого и настоящего. Ныне здравствующие потомки известных Спасо-Сенновских батюшек и благотворителей". Первый, о ком рассказала Вера Александровна, был купец Савва Яковлев, на чьи деньги был построен храм Спаса на Сенной. Ныне здравствуют его потомки с фамилией Жербины. Эти две известные богатые купеческие династии породнились несколько веков назад, их общим потомком являлся Михаил Федорович Жербин, окончивший Александровский кадетский корпус и служивший в Лейб-гвардии Саперном батальоне. После революции в его 14-комнатную квартиру подселили жильцов, среди которых он продолжал пользоваться большим авторитетом и любовью.

Untitled2.jpg

Еще один купец, Александр Водеников, двадцать три года возглавлял Спасо-Сенновское приходское благотворительное общество. За это время он построил приют-школу на 80 мест и богадельню на 80 мест, вложив в это строительство личные 500 тысяч рублей. Александр Дмитриевич был прихожанином храма, сам никогда не роскошествовал, не позволял себе излишеств, соблюдал православные посты. До конца жизни проявлял попечение о приюте, хор детей из его приюта пел на ранней литургии в храме.

Вера Александровна также рассказала о троих священниках храма - протоиереях Евгении Кондратьеве, Валериане Боротинском и Иоанне Лабутине. Отец Евгений Кондратьев служил в храме Спаса на Сенной в течение пятнадцати лет, в советское время трижды был арестован, но благодаря заступничеству прихожан два раза был освобожден. В последний арест он, будучи уже в преклонном возрасте, был обвинен в антисоветской деятельности. Расстрелян за открытое исповедование Христа словом и делом. В 1957 году был реабилитирован. Отец Валериан Боротинский был одним из последних священников храма, его потомки живут на Гавайях и служат в Русской Православной Церкви Заграницей. Отец Иоанн Лабутин был родом из богатой купеческой семьи, стал пламенным проповедником, на собственные средства издавал свои проповеди, открыл богословский кружок для простых горожан.

По завершении докладов отец Михаил вместе с участниками конференции совершил молитвенное воспоминание о Святейшем Патриархе Алексии II и пропел ему вечную память.

ИА "Вода живая",
05.12.15