В Казанском соборе прошла лекция о становлении православия в Японии

В лектории Казанского кафедрального собора 20 декабря филолог-востоковед, преподаватель СПбДА Василий Богданов-Березовский почитал лекцию "Православие в Японии".

В Казанском соборе прошла лекция о становлении православия в Японии

Лектор сделал краткий обзор о первоначальном распространении христианства в Японии, которое началось с середины XVI века через католических и протестантских миссионеров из Западной Европы. С середины XVII века в Японии был введен жесткий запрет на христианство на 250 лет. При императоре Мэйдзи (Муцухито) власть военных правителей - сегунов - ослабла, запрет был снят.

Прозвучал рассказ о главном миссионере и основателе Православной Церкви в Японии - святом равноапостольном Николае, архиепископе Японском. Российский императорский консул Иосиф Гошкевич, прибыв на остров Хоккайдо в 1858 году, испросил Синод прислать для консульской церкви священника взамен заболевшего. В 1861 году в Японию был направлен студент СПбДА Иван Касаткин, в постриге - иеромонах Николай. Он овладел японским и китайским языками с диалектами, изучил древние японские литературные источники, религии, философию, культуру и историю Японии.

Успехи катехизаторской деятельности отца Николая среди местного населения позволили в 1870 году открыть в Японии Русскую духовную миссию. С 1873 года православная миссионерская деятельность стала открыто осуществляться среди японцев. В Токио были открыты домовая церковь, катехизаторские школы, семинария, переводческий отдел, началась издательская деятельность. В 1891 году был освящен великолепный собор Воскресения Христова. В Японии строились православные храмы и школы, осуществлялась катехизаторская деятельность. К 1912 году там было уже более 60 храмов, 30 священников и 34 тысячи православных верующих. Владыка Николай практически ежедневно до самого конца жизни с постоянным помощником Павлом Накаи занимался переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Под его руководством осуществлялась переводческая и издательская деятельность, направленная на ознакомление россиян и японцев с достижениями в области литературы и философско-религиозной мысли.

Лектор рассказал о трудностях в различии разных мировоззренческих систем, с которыми пришлось столкнуться святителю в его служении: "Философия европейца и человека Востока различна. Например, для европейца природа "не храм, а мастерская", для восточного жителя - единое целое вместе с ним самим. Владыка стремился извлечь лучшее из конфуцианской идеологии Востока и европейской аристотелевской традиции, несмотря на их фундаментальное различие".

По словам лектора, в Русско-японскую войну святитель Николай был счастлив не уехать вместе с дипломатами в Россию. Он остался с японской паствой, которой открыл русских как братьев по вере, а Русскую Церковь как Матерь-Церковь. Подвиг любви выразился и в духовном окормлении десятков тысяч русских воинов, попавших в Японии в плен.

Колоссальный вклад святителя в проповедь православия и в духовную культуру Японии был оценен и в России (в 1906 года он был возведен в сан архиепископа), и в Японии. При похоронах святителя в Токио в 1912 году был возложен венок от самого императора Японии.

По словам лектора, рядом с надгробием святителя находится захоронение его преемника - митрополита Японского Сергия (Тихомирова, 1871-1945). При владыке Сергии, в связи с революцией в России 1917 года, финансирование Русской духовной миссии в Японии прекратилось, испортились отношения СССР и Японии, которая во Второй мировой войне выступила на стороне фашистской Германии.

Все это сказалось на состоянии Японской Православной Церкви. В XX веке она пережила раскол (одна ее часть находилась под юрисдикцией Американской митрополии, другая - Московского Патриархата), а затем и воссоединение. 10 апреля 1970 года Японская Православная Церковь получила автономию и в таком статусе существует до сих пор. Cимволично, что в том же году архиепископ Николай Японский был причислен к лику святых как равноапостольный.

ИА "Вода живая",
20.12.15