"Преданность Церкви"

Представлена оратория "Страдалец до Голгофы"
В день 100-летия мученической кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и иже с ним пострадавших, 13 августа, в Большом зале Филармонии состоялась премьера оратории "Страдалец до Голгофы".

Перед концертом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил в помещении Филармонии мемориальную доску со следующим текстом: "В этом зале в 1922 году был вынесен смертный приговор митрополиту Петроградскому Вениамину, архимандриту Сергию (Шеину), мирянам Юрию Новицкому, Иоанну Ковшарову. Место исполнения приговора неизвестно".

В зале присутствовали Святейший Патриарх Кирилл, митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Воскресенский Дионисий, Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

Среди гостей были депутат Госдумы Вячеслав Макаров, представители городской администрации.

В основе оратории - письмо-завещание, написанное митрополита Вениамина в тюрьме на Шпалерной улице и адресованное протоиерею Петру Ивановскому, другу и сопастырю, настоятелю храма святого Андрея Критского на Рижском проспекте.


"Мы собрались, чтобы почтить память владыки митрополита Вениамина, этого выдающего иерарха Русской Православной Церкви, человека замечательного - доброго, отзывчивого и скромного, - сказал Святейший Патриарх. - Он был доступен для людей, вел себя просто. Рассказывают такой случай - он прогуливался в саду Александро-Невской лавры. И тут появляется Александр Введенский, один из зачинателей обновленческого движения, и с ним группа товарищей. Введенский подходит к митрополиту и говорит: "Благословите, владыка". Владыка его не благословил, а сказал: "Отец Александр, а вам это не напоминает Гефсиманский сад?" И в это время подошли те, кто был вместе с Введенским, и арестовали его. Говорить о священномученике Вениамине можно долго. Он действительно был популярным, его любила петербургская паства за простоту, отзывчивость, готовность обсуждать с духовенством и мирянами их проблемы. Этот замечательный человек в связи с принятием постановления коммунистического правительства о сопротивлении изъятию церковных ценностей был обвинен в том, что якобы этому сопротивлялся. И в ночь с 12 на 13 августа 1922 года был расстрелян на окраине Петрограда. Говоря об этой истории, надо вспомнить и о тех людях, которые вместе с ним были, - это архимандрит Сергий (Шеин), адвокат Иоанн Ковшаров и профессор права Юрий Новицкий. Они были расстреляны вместе. Но чтобы оформить все это юридически, был проведен суд в помещении, где мы сегодня собрались. Владыка сказал, обращаясь к суду: "Я не знаю, что вы объявите в приговоре - жизнь или смерть, но что бы ни было - я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все". Даже в этот трагический момент, когда он понимал, что его жизнь заканчивается, он нашел правильные слова - слова пастыря, но не искусственные, декларативные, а исходящие и проистекавшие из его убеждений и сердца. За несколько дней до расстрела владыка Вениамин писал: "Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога". Страдания всегда воспринимаются как нечто тяжелое, как то, что наносит ущерб человеческой психике и здоровью, а владыка нашел и увидел в этом страдании действие избыточествующей Божией благодати. Из его слов следует, что чем тяжелее для человека, который страдает за Христа и правду Божию, тем больше действует Божественная благодать".

"В те времена по ложным обвинениям, надуманными предлогами верующих подвергали гонениям, пыткам, лишениям имущества, здоровья и часто - самой жизни, - продолжил Его Святейшество. - В трудные времена Господь дает Своей Церкви особых людей, обладающих большой силой духа, способных вести за собой народ, подающих пример жертвенного служения Христу и ближним. Владыка Вениамин и был таким архипастырем, настоящим Божиим человеком. Он стал правящим архиереем в Петрограде в смутное и очень тревожное для нашей страны время сразу после февральской революции 1917 года и воспринял жребий нового служения со свойственным ему горением сердца и ревностью, сознавая тяжелейшую ответственность, которая ложилась на его плечи. Народ искренне полюбил своего архипастыря, многие отмечали его евангельскую простоту в обращении, отзывчивость и любовь к людям вне зависимости от их знаний и убеждений. Став митрополитом Петроградским, владыка принялся устраивать приходскую жизнь, что в годы повсеместной разрухи и начавшиеся жестоких гонений на Церковь и репрессиий против духовенства  уже само по себе было делом чрезвычайно нелегким и даже опасным. Возвышая голос против творимых властью беззаконий, владыка стремился защищать, насколько это было в его силах, своих пасомых. Когда в 1922 году государство начало кампанию по изъятию церковных ценностей якобы на нужды голодающих, митрополит Вениамин без колебаний согласился передать властям ценности, не имеющие богослужебного употребления. Однако вовсе не это было истиной целью богоборцев. Владимир Ленин писал: "Чем больше мы расстреляния по этому делу реакционного духовенства, тем лучше". Изъятие ценностей было поводом для уничтожения духовенства. После проведенной провокации митрополит был арестован вместе с другими верующими и духовенством. Но даже находясь в заключении и пребывая под сильнейшим давлением следственных органов, вынуждавших дать ложные показания на себя и других невиновных людей, сохранял внутреннее спокойствие, мужество и твердость духа. Сегодня с благоговением мы вспоминаем духовный подвиг митрополита и вместе с ним подвиг многих тысяч новомучеников и исповедников Церкви нашей. Наша Церковь предпринимает столько серьезные усилия по увековечиванию памяти подвига новомучеников и исповедников XX столетия. И сегодняшнее событие - еще один шаг на этом пути. Дай Бог, чтобы, следуя имеющимся примерам, мы могли ревностно стоять в истине Христовой, являть твердость в хранении веры, преданность Церкви Божией и ее учению".

Оратория Михаила Малевича прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Михаила Голикова при участии хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии (художественный руководитель - Юрий Герасимов) и женского хора "Квелин" (художественный руководитель - Елена Жукова). Литературные отрывки читали народный артист России Александр Галибин, заслуженная артистка России Ирина Савицкова, иерей Сергий Чекоданов и протодиакон Сергий Шалберов.

Концерт транслировали ТК "Союз", "Спас" и сайт Патриархия.ру.

В фойе Филармонии была представлена выставка "Приговор: быть святыми петроградским мученикам..." В экспозиции - архивные фотографии и личные вещи митрополита Вениамина и участников следственного дела. Среди экспонатов - последнее письмо владыки из заключения и протокол его допроса. Предметы хранятся в древлехранилище Александро-Невской лавры и музее истории Санкт-Петербургской епархии.

Организаторы памятного вечера - Константино-Еленинский монастырь, БФ "Иоанновская семья", Межвузовская ассоциация "Покров" при участии Александро-Невской лавры. Во время пресс-подхода организаторы рассказали об идее произведения и его воплощении, о духовном наследии владыки Вениамина.

Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) отметила, что в исповеднике веры можно увидеть образ святости, который он преподал верующим: "Своим подвигом, словом и делом владыка Вениамин защитил Патриарха Тихона, и сияние святости, которое проявилось на суде, лишило власть сил продолжать в таком же духе и в дальнейшем устраивать подобные суды".

Руководитель ассоциации "Покров" иерей Виктор Матяшов отметил, что духовное состояние современного общества близко к тому, что было сто лет назад: "Важно извлечь правильный урок из истории: для нашего государства тогда это закончилось тяжелыми последствиями. Нужно сделать правильные духовные выводы. Нужно через сердце пропустить события, которые были тогда, чтобы правильно идти по жизни, не сбиваясь и не оступаясь".

Автор-составитель литературной основы оратории Любовь Ивановская рассказала, что письмо святителя Вениамина является святыней, подобной актам первых христиан, которые свидетельствовали во время мучений об испытанной ими радости: "Это размышления о том удивительном состоянии, которое по дару Духа Святого владыка смог получить. Главная мысль письма - о радости и покое в ожидании смерти. Письмо не было уничтожено Промыслом Божиим и разошлось копиями по Петрограду, стало путеводной звездой для православных, которых оно укрепляло и воодушевляло".

Михаил Малевич признался, что испытывает волнение от того, что его музыка впервые исполняется в зале Филармонии. Он добавил, что писал произведение в жанре похвалы два года, но материал копился в течение сорока лет.

Александр Галибин отметил, что преступление, совершенное в XX веке, искупается сегодня, и это искупление наполнено особым звучанием и духовным откликом.

ИА "Вода живая",
13.08.22

Видео: Оратория "Страдалец до Голгофы". Патриарх Кирилл