В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в рамках Бражниковских чтений 9 ноября открылась выставка музыкальных рукописей "Яко агнцы за Христа быти". Представлены раритеты XII-XX веков из частных коллекций, хранящихся в РНБ.
Тема выставки перекликается с отмечаемой в этом году датой - 100-летием революции и начала гонений на Церковь. Нынешние чтения посвящены новомученикаи и исповедникам Церкви Русской.
Уже с XII века в русском церковно-певческом искусстве появляются упоминания о христианских мучениках, их мужестве и непоколебимой вере, противостоящей жестокости язычников, захватчиков-иноверцев. На выставке представлены ранее неизвестные источники, рукописные книги, автографы русских композиторов - например, уникальные рукописи из коллекции Павла Богданова, относящиеся к XVII веку, или духовные стихи о святителе Гермогене, принадлежащие перу композитора Михаила Ипполитова-Иванова.
"Ипполитовым-Ивановым был создан юбилейный сборник накануне больших торжеств - 300-летия Дома Романовых и 100-летия Отечественной войны 1812 года. В него входили произведения, связанные с этими датами. Одним из них стал стих о святителе Гермогене", - рассказала научный сотрудник отдела рукописей РНБ Елена Михайлова.
"Интересно, что люди, не связанные с певческим искусством, собирают столь уникальные коллекции. Например, рукописи из собрания Владимира Широкова содержат редкую службу великомученице Варваре Илиопольской", - дополняет другая сотрудница отдела рукописей, Мария Иванова.
Особое место занимают в экспозиции песнопения в честь праздника Воскресения Христова. Это рукописи двух петербургских композиторов - Милия Балакирева и Николая Римского-Корсакова. В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой, а в помощники он пригласил к себе Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Соприкосновение с церковной музыкой вдохновило их на создание собственных работ. У Балакирева это были песнопения "Христос воскресе", а Римский-Корсаков создал партитуру "Светлый праздник", использовав две темы знаменного распева и одну - греческого.
По традиции, в день открытия выставки ансамбль Санкт-Петербургской консерватории "Знамение" и ансамбль "Ключ разумения" исполнили древнерусские песнопения.
Начало Бражниковским чтениям было положено в 1974 году в Ленинградской консерватории на конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, композитора, основоположника научного направления русской музыкальной медиевистики, доктора искусствоведения Максима Бражникова (1902-1973) по инициативе его учеников. С 1996 года в составе организаторов чтений - отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), отдел рукописей Библиотеки РАН.
ИА "Вода живая",
09.11.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Российская национальная библиотека
196070, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 165, корп. 2Упоминания в новостях
30 октября 2023
Память жертв репрессий почтили в Санкт-Петербурге
... В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, у Соловецкого камня на Троицкой площади состоялась ежегодная акция «Хотелось бы всех поименно назвать…" Ее организаторы - Свято-Петровское малое православное братство и центр "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке ...