Презентация книги Алексея Муравьева "Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V-VI вв. н. э." состоялась 16 сентября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора.
Это первое мероприятие в лекционной программе проекта "Восток свыше", реализуемого при содействии Фонда президентских грантов. Куратор программы, клирик собора иерей Алексий Волчков, рассказал, что мероприятия проекта будут проходить с сентября по май. Проект - своеобразное продолжение программы "Древние тексты в современном мире", проходившей два года назад. Он состоит из лекций и занятий по древним языкам. Задача проекта "Восток свыше" - показать все многообразие культур христианского Востока, включающего Сирию, Грузию, Армению, Абиссинию и другие земли. Помимо лекций об указанных регионах и культурах предполагается знакомство с древними рукописями, которые хранятся в Кунсткамере, Эрмитаже, Музее этнографии, Институте восточных рукописей РАН, СПбДА. В Санкт-Петербурге можно познакомиться с эфиопскими, персидскими, грузинскими, армянскими рукописями.
Участникам проекта предоставляется возможность бесплатно изучать сирийский язык. Будет создан сайт, посвященный истории русской сирологии. Возможна встреча с представителями восточнохристианских культур. Цель проекта - знакомство с уникальными культурами христианского Востока широкого круга слушателей, но в первую очередь - студентов СПбДА, в перспективе - создание сообщества любителей и носителей этих культур. Просмотр трансляций, участии в языковых занятиях ведется на платформе Zoom.
Автор книги рассказал, что она писалась больше двадцати лет. На обложке есть надпись на разных языках, в том числе на церковнославянском: "Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни" (Пс. 54:8). Предметом исследования стала та часть сирийского мира, которая проживала на современных территориях Сирии, Ливана, Палестины, Израиля. В V-VI веке произошло становление цивилизации христианского Востока. Благодаря сирийцам христианский Восток обрел нынешние черты и границы.
Сирийцы жили на границе византийского и персидского миров, проходившей по территориям современных Сирии и Ирана. Ученого интересует, как среди простых людей распространялось христианское мировоззрение. Материал, в котором отражается народное мировоззрение, - жития святых. Одна из центральных фигур - святой Симеон Столпник. Недаром его изображение украшает обложку книги. Его житие породило огромное количество подражателей.
Говоря о том, каковы результаты влияния сирийцев в Эфиопии, Армении и Грузии, ученый отметил, что они сыграли роль связующего между этими разными средами, привел малоизвестный факт - сирийцы сыграли большую роль в христианском просвещении грузин и армян.
Сирийцы в V-VI веке сыграли огромную роль в формировании аскетического мировоззрения, таких явлений, как столпничество, отшельничество. Автор книги напомнил, что святитель Иоанн Златоуст - выходец из Киликии, из эллинизированной сирийской аристократии. В юности Иоанн ушел в "ближние горы", где встретил "сирийского старца, заботившегося о воздержании", и провел с ним "дважды по три года", и затем ушел в одинокую пещеру еще на два года, где практиковал весьма радикальную аскезу. Когда молодой аскет-проповедник был избран архиепископом Константинополя, пытался продолжать жить той же аскетической жизнью, к которой привык в Антиохии. Однако аскетическое поведение вызывало неприязнь элит, хотя и импонировало людям малоимущим.
Ученый упомянул о наследии великих христианских святых - Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Игнатия Богоносца.
Почему эта культура в итоге оказалась полузабытой? С одной стороны - отношение исламского мира, не проявлявшего интереса к иным культурам и верам. С другой - пренебрежительное отношение Западной Европы ко всему восточному. И у России исторически не было тесных связей с этим сироязычным регионом. К сожалению, до геноцида 1912-1915 года, в котором пострадали не только армяне, но и сирийцы, никто не обращал на эту культуру внимания. В нашей стране в результате оказалось большое количество сирийцев. Известный российский ученый, востоковед и церковный историк Василий Болотов (1853-1900) был одним из тех, кто в конце XIX века активно вносил тему сирийцев в церковную и академическую среду.
Алексей Муравьев - востоковед, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project.
ИА "Вода живая",
16.09.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
30 июня 2024
Вышел журнал "Вода живая" за июль-август
... Материал Наталии Щукиной "Церковь не уничтожить росчерком пера" посвящен книге историка Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)", которая была представлена в духовно-просветительском центре Феодоровского собора 10 марта нынешнего года ...