Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе
В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 26 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Пел хор собора под руководством Льва Дунаева и молодежный хор под управлением Ларисы Христич.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
За усердное служение Святой Церкви медалями апостола Петра была награждены сотрудники научно-исследовательского музея при Российской академии художеств: первый заместитель директора Екатерина Химшиашвили, начальник экспозиционно-выставочного отдела Анна Мудрова, художник Александра Межонова. Архиерейской грамоты удостоен реставратор того же музея Игорь Любаров.
Директору музея правящий архиерей вручил икону Христа Спасителя, ответным подарком стала икона Иисуса Христа, написанная в Псково-Печерском монастыре.
Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом, когда православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с доброй душой и чистым сердцем. Вечером в храмах совершается чин прощения. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Второе название Прощеного воскресенья - воспоминание Адамова изгнания - происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни, утрени и в каноне вспоминается изгнание первого человека из рая после его грехопадения. Церковь призывает плакать и сокрушаться о грехах, как это делал изгнанный Адам. После вечерни совершается повечерие, которое заканчивается чином прощения. Примирившись друг с другом, верующие вступают на поприще Великого поста.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА "Вода живая",
26.02.23
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Пел хор собора под руководством Льва Дунаева и молодежный хор под управлением Ларисы Христич.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
"Мы подошли к Великому посту, завтра начинаем сорокадневное путешествие, - сказал владыка в проповеди. - К нему мы готовились последние три недели. Господь нам подсказал, как нужно поститься, приводились притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. На пороге поста у нас есть еще одно требование Господа - простить друг друга. В сегодняшнем евангельском чтении сказано, как поститься и что сделать, чтобы вступить в Великий пост. Церковь придает большое значение посту. Мы как бы повторяем подвиг, который совершил Христос. Накануне Своего общественного служения Он провел в посте сорок дней на Горе искушений. Мы стараемся подражать Господу и разделить с Ним труды, которые Он понес ради нашего спасения. Спаситель дал нам орудия против диавола, который мешает нам идти в Царство Божие. Он показал нам, что диавол побеждается только молитвой и постом. Важно иметь такое оружие в борьбе с лукавым, который мешает нам постоянно и не дает идти прямым путем к Богу. Пост помогает нам, облегчает душу, потому что тяжело подниматься к Богу в пресыщении обидами, грехами и объедением. Нужно все это оставить накануне, простить друг друга и начать пост посильно, чтобы душа чувствовала легкость. Если она будет переполнена даже постной пищей, тяжело будет телу и поклоны класть, и вставать рано, и идти на утренние богослужения. Как объевшаяся птица не может подниматься высоко в небо, как не может самолет взлететь, когда он перегружен чемоданами, как не может подняться лифт, если там больше людей, чем положено, так и душа не поднимется к Богу, если обременена не нужными грузами в нашей духовной жизни".Храму была подарена икона прaведного Иоанна Кронштадтского.
"Господь прощает нас, каждого человека, и мы не можем не прощать, - продолжил архипастырь. - Если Бог простил, то какое право мы имеем не прощать, кто мы такие? Это гордость мешает нам простить, поэтому надо наступать на нее. Бывают стычки, проблемы, но все надо прощать, потому что Господь всех прощает. Нужно брать пример с Господа и святых, которые проторили нам путь в Царство Небесное. Это идеал для нас, они были большими постниками. Но тем не менее мы можем что-то у них заимствовать, они читали постом Слово Божие и духовно полезные книги, много молились. Мы тоже можем это делать. Чем занять постное время? Если не будем смотреть телевизор, значит, надо читать книги. Сейчас их много, все библиотеки и церковные магазины заполнены книгами на любой вкус, читайте, что нравится, укрепляйте себя в борьбе со страстями и грехами. Мы можем получить ответ в духовных книгах, как святые отцы боролись с немощами, преодолевали их благодатью Божией".
"Постом надо причащаться. Молитва, пост и причащение должны идти вместе. Причащаясь, мы уже находимся с Господом, и Он находится в нас. Цель нашей жизни - соединиться с Богом. Пост - не самоцель, это средство к стяжанию благодати, приобретению духовных плодов. Господь от нас ждет именно плодов. Каждый должен принести по своим возможностям - кто-то - тридцать, кто-то - шестьдесят, а кто-то и сто плодов. Вот этого Господь ждет. Когда мы смотрим на картину, то оцениваем художника не по тому, какие у него были кисти и краски, а по тому, что в итоге он нарисовал. Мы оцениваем картину. Поэтому мы можем поститься, но на выходе к Пасхе должны иметь результат: очистили душу или нет, приблизились к Богу или нет. Пост должен принести результат к Пасхе. Чтобы к моменту, когда будем отмечать Светлое Христово Воскресение, наша душа воскресла, обновилась, очистилась и почувствовала радость. Мы должны бодро, с хорошим настроением вступать в пост. Будем очищаться, убирать препятствия на пути к Богу, смотреть в свою душу. В обычное время мы за другими смотрим, а не за собой. В пост нужно больше внимания обратить внутрь себя, посмотреть, какое у нас бревно в глазу. Не надо все время смотреть на ближних, как они живут. Нас будут судить не за ближних, каждый будет судим за свои поступки и дела. Поэтому нужно постом себя очистить от грехов, каяться, исправляться и так с Божией помощью становиться лучше. Поздравляю вас с наступающим постом, прошу у вас прощения и желаю вам помощи Божией в трудах и заботах, чтобы вам с радостью пройти эти семь недель. Они быстро пройдут, и мы уже будем встречать Светлое Христово Воскресение обновленными, другими людьми", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
За усердное служение Святой Церкви медалями апостола Петра была награждены сотрудники научно-исследовательского музея при Российской академии художеств: первый заместитель директора Екатерина Химшиашвили, начальник экспозиционно-выставочного отдела Анна Мудрова, художник Александра Межонова. Архиерейской грамоты удостоен реставратор того же музея Игорь Любаров.
Директору музея правящий архиерей вручил икону Христа Спасителя, ответным подарком стала икона Иисуса Христа, написанная в Псково-Печерском монастыре.
Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом, когда православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с доброй душой и чистым сердцем. Вечером в храмах совершается чин прощения. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Второе название Прощеного воскресенья - воспоминание Адамова изгнания - происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни, утрени и в каноне вспоминается изгнание первого человека из рая после его грехопадения. Церковь призывает плакать и сокрушаться о грехах, как это делал изгнанный Адам. После вечерни совершается повечерие, которое заканчивается чином прощения. Примирившись друг с другом, верующие вступают на поприще Великого поста.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА "Вода живая",
26.02.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»
191000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, д. 4.Упоминания в новостях
12 сентября 2024
Прошел марафон хоровой музыки
...
Программу продолжили хор духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова, хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева, хор мальчиков Санкт-Петербурга под управлением Вадима Пчелкина и Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова ...