ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
2004/2005
Исаие, ликуй, Дева име во чреве
и роди Сына Эммануила,
Бога же и человека,
Восток Имя Ему,
Его же величающе,
Деву ублажаем.
(Ирмос 9-й песни Воскресного канона 5-го гласа)
Великая радость переполняет сегодня наши сердца, ибо, по слову Ангела, явившегося в ту святую, тихую ночь пастухам, "ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" ( Лк.2,11).
Превечный Бог, сотворивший небо и землю, из небытия к бытию вызвавший видимый и невидимый мир, родился как "Отроча младо", как малое Дитя и, "приняв образ раба" (Флп.2,7), стал человеком. С этого начинается радостная благая весть - Евангелие. Одним единственным словом - "радость" - вполне можно передать всю суть наших переживаний в сей великий праздник Рождества Христова. Посему и Ангел сказал: "Я возвещаю вам великую радость..." (Лк.2,10).
Воистину, что может быть более радостным и воодушевляющим для человека, чем весть о том, что Сам Творец, создавший нас по Своему образу и подобию, исполнил свой замысел до конца и воплотил Свой божественный образ в человеческой плоти! Первый человек, Адам, отпал от Бога, и в нём мы "все согрешили" (Рим.5,12), но Бог принял нашу смертную природу, чтобы мы навсегда стали причастны к Его вечному, нетленному, божественному естеству. Он принял нашу человеческую плоть, чтобы мы причастились Его, - через Единородного Его Сына, изволившего "воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии".
В этом тайна христианской веры, вся её уникальность и вся её глубина. Вот где тот спасительный смысл Боговоплощения, благодаря которому мы православно почитаем единого истинного Бога, Творца Вселенной. Сего Бога знают, любят и почитают не только христиане, но и многие люди на земле. И только мы, христиане, православно исповедуем, что Бог и человек соединились в одном Богочеловеческом Лице. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом", - так многие святые отцы выражали сию потрясающую своей дерзновенностью и невместимой новизной весть. Но иногда они ещё более заостряли её тем что говорили: "Бог стал человеком, чтобы человек стал совершенным человеком". В самом деле, исповедуя веру в Сына Божия, пришедшего во плоти, мы тем самым исповедуем и надежду, что смысл нашего человеческого бытия в том и состоит, чтобы быть "чадами Божиими" (Ин.1,12).
Об этом и писал апостол Павел в послании к Галатам, отрывок из которого торжественно читается на Божественной Литургии в праздник Рождества Христова:
"Братия, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены по закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал.4,4-5). "Пришла полнота времени"...- апостол говорит о том самом исполнении или смысле истории человечества, который состоит в соединении с Богом. Об этом также замечательно сказано в каноне в праздник Рождества Христова. Канон составлен великим православным поэтом святым Иоанном Дамаскиным и читается на праздничном всенощном бдении: " Ты в горних Царь, но по великой милости от Неискусобрачной нам явил Себя; от века был бесплотен Ты, но срок пришел и плотью отягчилось Слово Божие, да падшего восставит первозданного".
Усыновление Богу - ещё один точный и глубокий термин, предложенный апостолом Павлом (Гал.4-5) и проникающий в суть события Рождества Христова. Усыновление Богу для человека и стало возможным потому, что Бог стал человеком, родившись от Пресвятой Девы Марии.
Человек не в состоянии до конца понять это великое, непостижимое чудо и нарушение законов природы - как Вечный, Всемогущий Бог, одевающийся "светом яко ризою" и простирающий "небо, яко кожу" (Пс.103) стал человеком, ходил по земле, разговаривал с людьми, прикасался к ним. Св.Иоанн Златоуст говорит: "Рождённый прежде всякого времени от Небесного Бога-Отца, ныне непостижимо рождается от Девы на земле нас ради человек и нашего ради спасения. Как Бог, Он истинно рождается от Бога, и как человек, истинно родился от Девы-Матери. Невозможно уразуметь образ рождения Его, ибо не по природе произошло это событие, но было чудом выше природы, так как в этом рождении препобеждались естественные законы и действовала сверхъестественная воля".
"Кто рискнёт исследовать столь великое таинство" - восклицает святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокессарийский, - "где Бог пожелает, там побеждается естества чин, и природа не в состоянии препятствовать. Даже немощи человеческие не смогли помешать пришествию на землю Спасителя. Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией жизнь всех людей".
Празднуя праздник Рождества Христова, мы с благоговением и с сердечной любовью благодарим Господа за Его великие благодеяния, явленные роду человеческому. Мы вступаем в третье тысячелетие христианства с большими переменами в нашей Церкви и в нашей епархии. Мы продолжаем открывать новые приходы, восстанавливать храмы, монастыри и строить новые храмы и часовни. На конец ноября 2004 года в нашей епархии действуют II монастырей, 309 приходских храмов, 116 приписных храмов, 146 часовен (общее количество храмов и часовен - 571). В нашей епархии совершают богослужения более 620 священнослужителей! Мы оказываем помощь нашим гражданам через монастыри, 62 социальных центра, через Епархиальные Отделы. Количество издаваемых церковных газет и журналов достигло 31.
Уходящий год был наполнен очень важными и интересными событиями. Главным эпохальным событием было возвращение из Чикаго самой чтимой на Северо-Западе нашей страны Тихвинской иконы Божией Матери. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил мне и клирикам нашей епархии доставить из г.Чикаго (США) нашу драгоценную святыню через Ригу, Москву, Санкт-Петербург - в Тихвин. Наше путешествие с иконой продолжалось с 14 июня по 8 июля. Православные прихожане во всех городах приходили поклониться иконе десятками и сотнями тысяч!
С 7 по 10 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II посетил Санкт-Петербургскую епархию и возглавил торжества по случаю возвращения Тихвинской святыни. Его Святейшество также совершил освящение храма преподобного Макария Великого в Санкт-Петербургском Горном институте. Мною были освящены ещё несколько новых храмов, в том числе собор Архистратига Михаила в Токсово, храм великомученика и целителя Пантелеимона в Тарховке и храм великомученика и целителя Пантелеимона в Ганино Выборгского района.
Впервые после 75-летнего перерыва 23 мая 2004 г. мною была отслужена Божественная Литургия в храме Воскресения Христова, именуемом "Спас-на-Крови".
В минувшем году в нашей епархии был канонизован ещё один новомученик протоиерей Викторин Добронравов.
С 3 по 8 октября 2004 г. в Москве и в Сергиевом Посаде проходил Архиерейский Собор, на котором обсуждались разные очень важные жизненные вопросы нашей Церкви.
Поздравляю Вас, высокопреподобнейшие и досточтимые отцы настоятели, матушки настоятельницы, насельники и насельницы монастырей, пастыри, диаконы, церковные работники, профессорско-преподавательский состав наших Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской Епархии с радостным праздником РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА и наступающим Новолетием благости Господней!
В праздник Рождества Христова мы мысленно присоединяемся к Вифлеемским пастырям и волхвам. Принесём Богомладенцу свою пламенную веру, нелицемерную любовь, искреннее покаяние, идущую от сердца молитву, подлинное смирение, дела милосердия и прощение ближних! Молитвенно желаю всем нам помощи от родившегося Богомладенца в добрых делах, благоденственного и мирного жития на многая и благая лета!
Божией милостию
МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ
Рождество Христово
2004/ 2005 г.
Санкт-Петербург