ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

30 мая 2006 года в духовно-просветительском центре при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16) состоялась встреча православных трезвенников города на Неве.

30 мая 2006 года в духовно-просветительском центре при храме во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16) состоялась встреча православных трезвенников города на Неве. Во встрече принимали участие члены братства трезвости во имя св. благоверного князя Александра Невского и св. прав. Иоанна Кронштадтского при храме преподобномученика Андрея Критского (руководитель и духовник братства - благочинный Красносельского округа протоиерей Валерий Швецов), члены православного клуба "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия, а также выпускники Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (председатель клуба "Бодрствование" и руководитель Школы трезвения в лавре - ответственный секретарь Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Владимир Анатольевич Цыганков). Беседу с православными трезвенниками Санкт-Петербурга провел о. Валерий Швецов. Батюшка рассказал об опыте трезвенной работы в приходе храма преподобномученика Андрея Критского и ответил на многочисленные вопросы собравшихся.

Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии представляет опыт помощи в братстве трезвости во имя св. благоверного князя Александра Невского и св. прав. Иоанна Кронштадтского людям, имеющим алкогольную, табачную и игровую зависимости. О становлении и деятельности братства рассказывают протоиерей Валерий Швецов и секретарь братства Андрей Кузьмин.

Протоиерей Валерий Швецов:

Сейчас для нас очевидно, то наше братство трезвости образовалось по Божиему промыслу. У меня, как у настоятеля прихода, специальной мысли о его создании никогда не было. Осенью 2001 года, неожиданно для меня, ко мне стали подходить люди с просьбой помочь им победить недуг пьянства. Вначале было всего несколько человек. Я решил их собрать, поговорить с ними и осознать, какая может быть оказана им помощь с моей стороны. На этой встрече оказался еще один брат во Христе, который сказал, что шел мимо нашего храма и решил почему-то зайти. Семь лет тому назад он был в соборе Архангела Михаила города Ломоносова, что под Петербургом, там помолился и смог победить недуг пьянства. Далее он не воцерковлялся и, в результате, опять сорвался и очень сильно. "Помогите, - сказал он, - погибаю, пью".

И тут я вспомнил свою поездку летом 2001 года на остров Валаам в ставропигальный мужской Спасо-Преображенский монастырь в составе членов Общества православных врачей имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на конференцию по противодействию наркомании и алкоголизму. Тогда мне запали в душу слова игумена Валерия (Ларичева), у которого при московском храме уже было создано братство трезвости. Он ответил мне на вопрос о том, сложно ли создавать и духовно окормлять такие братства. И ответил он мне по-евангельски: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Не нужно бояться, добавил он. Потом о. Валерий разъяснил, что два или три трезвенника и священник - это уже братство, а далее Господь поможет во всем. Вот эти слова о. Валерия и вспомнил я на нашем первом собрании.

На той первой встрече мы решили выбрать себе в небесные покровители св. блгв. кн. Александра Невского, чтобы быть продолжателями добрых традиций дореволюционных трезвенников Санкт-Петербурга и св. прав. Иоанна Кронштадтского, избавившего многих страждущих от недуга пьянства, вдохновившего на труды апостола трезвости прошлого века священника Александра Рождественского. Именно батюшка Иоанн освятил 14 июля 1903 года (как раз в день последующего своего прославления) храм св. прмч. Андрея Критского, принадлежавшего ранее Обществу ревнителей веры и милосердия, где ныне обосновалось наше братство желающих встать на путь трезвения и воздержания от всех видов алкоголя.

В нынешнем году трезвенники обустроили при храме свое помещение, собрали библиотечку по тематике "Православие и трезвый образ жизни". В братстве разрабатывается Устав, который определенным образом организует и направляет трезвенническую работу при храме.

По доброй традиции, которая сложилась за годы существования братства, все его члены собираются по воскресным дням на молебен с водосвятием чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и покровителям братства св. блгв. кн. Александру Невскому и св. прав. Иоанну Кронштадтскому. После молебна трезвенники совместно проводят время в духовных беседах и чтении за чаепитием. Эти воскресные занятия и духовные беседы, проводимые мною как духовником братства при содействии медицинского психолога Любегиной Галины Витальевны, стали своего рода Школой трезвения при нашем приходе.

В нашей Школе трезвения постепенно выделились три направления работы:

- Общее оздоровление организма, так как от злоупотребления алкоголем начинает страдать весь организм человека. Желающим встать на путь трезвой жизни иногда требуется помощь вдумчивого специалиста, врача-нарколога, которую по рекомендации медицинского психолога нашего братства можно получить в наркологическом отделении одной из психиатрических больниц нашего города.

- Психологическая помощь в решении наболевших личностных проблем и содействие в том, чтобы члены братства стали трезвенниками по собственному убеждению. Эта психологическая поддержка бывает иногда просто незаменима, так как пьянство является часто следствием нерешенных внутренних проблем пьющего человека.

- Постепенное воцерковление членов братства, подготовка их к сознательному принятию обета трезвости.

Вспоминается день, когда один из наших трезвенников, Игорь Александров, решился дать обет трезвости на всю жизнь. Это было неожиданно и поразило многих. У большинства трезвенников тогда стал вопрос: не слишком ли это жесткая мера по отношению к самому себе. Игорь ответил так: "Я не пью уже более года, и ко мне вернулась та радость жизни, состояние спокойной и мирной совести, которых у меня, наверно, не было уже в течение многих и многих лет. Я прошу Господа, чтобы Он сохранил мне дарованные Им радость и мир и ради этого обещаюсь Ему не пить всю оставшуюся жизнь". Позже Игорь бросил курить, ради Господа. Его выстраданный и от сердца идущий ответ членам братства вразумил и поддержал очень многих.

Хочется рассказать и о методах работы в нашей Школе трезвения. На наших встречах мы стараемся обозначить и всесторонне обсудить те вопросы и темы, которые все трезвенники признают наболевшими и важными. Большим подспорьем в работе нашей Школы трезвения явилась книга "Как победить алкоголизм", написанная священником Алексием Морозом совместно с Цыганковым Владимиром Анатольевичем. Эта книга дала хорошую пищу для размышления, и многие наши занятия строились на основе материалов, заимствованных из нее.

Наши братья тянутся друг к другу, изголодавшись по теплу и искренности. На встречах они рассказывают о своей жизни, часто исповедуясь, совершая покаяние друг перед другом. Происходит это в доверительной дружеской атмосфере, что позволяет трезвенникам глубоко и достаточно полно раскрыться, поделиться как отрицательным опытом разрушения души и тела с помощью алкоголя, так и положительным опытом своего отрезвления и духовного возрастания. Такие взаимоотношения, поистине братские, являются большой редкостью в наше время. Они помогают с чувством ответственности друг за друга воспитываться в духе христианской любви и сострадания.

Самой важной объединяющей духовной силой братства является совместная молитва за Божественной Литургией в воскресные дни и праздники, а также молитва по соглашению трезвенников друг за друга.

Очень объединили и сдружили членов братства и их семей паломнические поездки по святым местам, посещение могилы священника Александра Рождественского и митрополита Иоанна (Снычева) на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Знаковой и долгожданной для наших трезвенников была поездка в Серпуховской Высоцкий монастырь к чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Сегодня наши трезвенники воцерковляются и часто дают обеты трезвости целыми семьями, что конечно во много раз увеличивает успех нашей работы. В нашем братстве неожиданно появились женщины с решимостью жить трезво ради Господа и спасения своих мужей от страсти винопития. Их присутствие придало братству новые силы и чувство уверенности, что мы идем в правильном направлении.

Основой действенности и результативности трезвеннического движения в нашем приходе является постепенное воцерковление членов братства вместе с их семьями. Каждый должен ощутить себя в приходе и братстве как в большой семье, найти в ней свое достойное место. Приведу высказывание Андрея Кузьмина, члена братства: "Трезвение - это что? Быть трезвым, скажете вы. Да. Но не только. Трезвение включает в себя гораздо большее, чем просто ясная голова утром. Это правильное видение мира, спокойствие души, понимание окружающих тебя… В храм меня привели воспоминания о том, как мы ходили к Святому Причастию с бабушкой в тайне от отца, воспоминания о торжественности и покое, остававшихся на душе… Я стал другим не сразу, но что-то во мне изменялось. Я стал видеть себя со стороны и ужасаться от этого нового видения себя. Менялся тяжело, долго. В какой-то момент я понял, что устал участвовать в застольях. Они больше не приносили ощущения дружеского общения, а оставляли в душе осадок от зря проведенного времени. В храме св. прмч. Андрея Критского я дал обет трезвости на всю жизнь. Всеми силами своей души я старался осознать где и перед Кем я его даю. На пути к трезвости бывают срывы и падения, но унывать нельзя, надо вставать и идти дальше. Неверующий будет смеяться, будет мешать враг рода человеческого жить благочестиво, но при всем том дается и Божия помощь, я это теперь точно знаю. Она дается для борьбы и победы, хотя борьба будет продолжаться всю жизнь. На этом пути немалое значение оказывает помощь родственников. Лучше всего, когда на путь трезвости встает вся семья. Тогда, чувствуя поддержку, человек находит в себе немало сил…".

Хотелось бы поделиться и результатами нашей работы. За четыре года существования нашего братства количество его постоянных членов достигло 30 человек. Если же вспомнить о том, что на путь воцерковления и трезвого образа жизни у нас теперь встают целыми семьями, то общее количество членов нашего братства возрастет в полтора-два раза. Трезвость воцерковляющихся семей - один из самых важных результатов нашей работы, потому что только через возрождение семьи, как малой церкви, можно ожидать возрождение нашего Отечества.

Важно отметить, что трезвенническое движение в нашем приходе неуклонно растет. Многие прихожане, не вступая пока по разным причинам в члены братства, добровольно и осознанно дают церковные обеты трезвости на разные сроки. У нас есть надежда, что когда-нибудь наш храм станет в полном смысле храмом православных трезвенников, в котором абсолютная трезвость будет нормой жизни.

Члены нашего братства собираются по воскресным дням и самостоятельно читают акафист Божией Матери перед Ее чудотворной иконой "Неупиваемая Чаша". Молитва, и особенно совместная молитва друг за друга, уже стала неотъемлемой частью жизни православных трезвенников нашего храма.

Наше братство ныне живет как одна семья - настолько сострадание друг другу и желание идти по пути трезвой жизни сблизило трезвенников, соделало их родственными по духу. Именно потому члены братства стремятся собираться чаще, чтобы поделиться своими новыми мыслями и пожеланиями в совместной трезвенной работе, почувствовать радость искреннего общения друг с другом. Таким образом, формы работы нашего братства превращаются в клубные, семейные, когда трезвенники могут свободно общаться друг с другом и, благодаря тому, каждый может получить из общения то, что ему необходимо. Темы для такого свободного общения - самые разнообразные. Это разнообразие позволяет членам нашего братства быстрее приобрести целостное православное мировоззрение, согласовать все стороны своей жизни с учением Православной Церкви.

Сегодня трудно представить организацию и проведение праздников, крестных ходов и других приходских торжеств без помощи наших трезвенников, участие которых гарантирует порядок, создает чувство спокойствия и надежности. Многие трезвенники трудятся в приходе на различных послушаниях, как на основной работе. Другие выполняют небольшие посильные послушания, кто-то только разовые. Это создает чувство причастности к единой благодатной церковной жизни, которой полнокровно живет приход, позволяя возрастать каждому в свою меру духовного роста.

В заключение можно сделать один важный вывод: трезвенники, соединившие свою жизнь с Евхаристической жизнью Церкви, живущие ею полнокровно, не отделяясь от жизни приходской общины, навсегда оставляют свои пристрастия к алкоголю, табакокурению, азартным играм и другим пристрастиям. Иными словами тот, кто остается с верою в Бога и живет по этой вере, тот получает от Него дар новой жизни, имя которой - Любовь.

Андрей Кузьмин:

Выходя на улицу, все чаще встречаешь людей, по внешнему виду которых видно: пьян, был пьян вчера, собирается пить. Но с определенного момента и до момента, когда человек перестаёт управлять собой, у вех порой мелькает мысль "Пора бросать". Почему же не многие обретают трезвость?

Попробую ответить на этот вопрос, учитывая свой опыт трезвения и опыт членов нашего братства трезвости при храме преподобномученика Андрея Критского в пос. Володарский Санкт-Петербурга

Сказать "я больше не пью" очень легко. Многие попытались сказать эту фразу не раз и не два. Почему она далеко не всегда реализуется в жизни?

По нашему опыту путь к настоящей трезвости состоит из трех этапов.

1. Решиться начать трезвую жизнь.

2. Прекратить пьянство.

3. Жить трезвым.

На каждом этапе таятся свои трудности.

К этому этапу каждый подходит со своим опытом употребления алкоголя.

Кто-то устал участвовать в застольях, кто-то не может выбраться из запоя, кто-то хочет помочь своим близким. Главное - придти к твердому намерению жить трезво.

Одно из свойств алкоголя, как и любого наркотика - постепенное завладение человеком. Если поначалу человек получает удовольствие от выпитого алкоголя, а доза не очень большая, то потом она начинает увеличиваться, появляется похмелье, после переходящее в запой. Скорость этого процесса деградации личности связана как с физиологическими, так и психологическими особенностями человека.

Когда стоит задуматься, а лучше и воплотить в жизнь решение о трезвой жизни?

По нашему опыту, чем раньше, тем лучше. Как показывает практика, чем позже принято такое решение, тем тяжелее осуществить его. Главное препятствие в обретении трезвости на этом этапе - боязнь изменить жизнь, боязнь мнения окружающих или просто нежелание подумать о дальнейшей жизни.

Есть много способов прекратить употребление алкоголя. Например, с помощью кодирования, химической защиты, разных методик типа "12 шагов".

Наше братство - православное сообщество, поэтому такие методы, как кодирование мы даже не рассматриваем в качестве возможности прекращения пьянства. В некоторых случаях допустимо использовать химическую защиту и то только в первичный момент отрезвления. Изучения методики типа "12 шагов" показало, что человек "шагающий" все равно не выполняет концепцию "шагов", а когда речь заходит о тезисе "Бог (или некая "высшая Сила") как я его понимаю", то в литературе, посвященной этой методике, образуется какая-то каша из понятий. Поэтому, выбирая путь, мы обратились к святоотеческой, исторической и современной православной литературе посвященной трезвению.

Наше братство организовалось при приходе преподобномученика Андрея Критского. Организовал его и духовно окормляет настоятель прихода протоиерей Валерий Швецов. С первых дней мы под его пастырским руководством начали готовить себя к принятию обета трезвости. Не скажу, что такое решение принять очень просто, есть множество искушений и непонимания сути обета, но по милости Божией мы идем по этому пути.

Обеты трезвости принимаются на разные сроки. Если человек не пил больше года обет принимается на всю жизнь - это осознанное решение трезвого человека понимающего что, отступив от трезвого образа жизни, оказываешься вновь в плену у порока.

А вот здесь начинается самое важное. Человек не пьёт день, неделю, месяц. Жизнь его изменилась, а что происходит вокруг него? Происходит следующее. Появилось свободное время, человек увидел, что происходит вокруг на работе, в семье. Но он стал неинтересен друзьям, ведь он не пьёт, с ним и поговорить не о чем. Да и друзья в основном оказываются не друзьями, а собутыльниками.

Период вхождения в новую жизнь является, наверное, самым тяжелым. На этом этапе многие возвращаются к прежней жизни, а потому требуется твердая решимость держаться избранного пути к трезвости. Именно поэтому человек не должен быть один. На какую же помощь он может рассчитывать?

Во-первых, конечно, на помощь Божию. Ведь, давая обет трезвости, мы просим Господа подать нам укрепление, иначе, куда нам с нашими страстями и похотями оградить себя, успокоить и удержать. Наш опыт показывает: если человек пытается смиренно просить помощи - она дается. Если человек по гордости своей говорит "да я сам справлюсь", скорее всего, придется бродить ему по порочному кругу пока не поймет главного.

Во-вторых, нужна жизнь в приходе. Не все встающие на путь трезвения приходят в наше братство, но без исповеди, причастия, церковных служб не живет никто. И если человек прекращает свою связь с Церковью, то, как показывает практика, притча о "семи злейших" скорее всего, подтвердится. Правда и в приходе нам пришлось пройти долгий путь от "пьяниц" до "трезвенников". Потерять уважение легко, снова обрести его трудно.

В-третьих, существенную роль играет семья. Ведь человек окружен близкими, которые настрадались от его поведения. Они готовы помогать ему идти новым путем. Хорошо если вся семья воцерковляется, тогда супруги вместе принимают обет трезвости. Один член семьи - для того, чтобы отрезвиться, другой - чтобы помочь спасающемуся от страсти винопития. Ведь если в доме остаётся присутствие алкоголя, то остаётся и огромное искушение.

И, наконец, весьма значимо братство трезвости - такое, как наше. Это место, куда можно придти со своей проблемой или надеждой, и тебя поймут. Собираясь, мы обсуждаем как печальный опыт каждого из нас, так и положительный. Наши встречи помогают понять, что ты со своей проблемой не один. Но главное в нашей практике - это общая молитва. Каждое воскресенье мы после литургии собираемся на молебне, затем совместно читаем акафист образу Матери Божией "Неупиваемая Чаша" и по благословению о. Валерия члены братства участвуют в общей молитве.

Общая молитва, посильная помощь приходу, общение за чаепитием, участие в крестных ходах, в том числе с православными трезвенниками г. Луги - все это сближает нас, позволяет помочь найти каждому свой путь к трезвению, а при падении (к сожалению, путь к трезвости тернист) - устоять не дать впасть в уныние, подняться и продолжать с Божьей помощью свой путь.

При начале трезвой жизни есть еще одно место, где появляется немало проблем - это место работы. К сожалению не все сотрудники правильно относятся к выбору одного из членов коллектива обрести трезвость. Начинается непонимание, иногда отчуждение, а то и неприятие. Тут у каждого, судя по практике, свой путь. Кто-то меняет работу, приходя в новое место непьющим. Кто-то претерпевает все неприятности и выстаивает. Одно известно точно - со временем зерно трезвости прорастает в коллективе. Окружающие начинают присматриваться и, если коллектив любил погулять, накал гулянок ослабевает, появляется понимание, а то и стремление последовать доброму примеру - обрести трезвость по милости Божией.

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии