В РУССКОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «СВЯТОЙ НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ»

30 марта 2006 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Святой Николай Мирликийский». Выставка продолжает традицию экспонирования произведений древнерусского искусства из собрания Русского музея...

30 марта 2006 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка "Святой Николай Мирликийский". Выставка продолжает традицию экспонирования произведений древнерусского искусства из собрания Русского музея, начатую выставками "Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века" и "Пречистому образу Твоему поклоняемся…".

В экспозиции представлено около 150 созданных в XII-XX веках произведений иконописи, скульптуры и шитья, предметы личного благочестия и храмового убранства, иконописные прориси.

Никола-Угодник явился на Руси любимым святым, и всякая церковь имела его иконы.

Одним из наиболее ранних типов изображения святителя Николая в иконописи являлся его поясной образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI-XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой.

В начале XII века в Новгороде прославился образ святителя "Никола - круглая доска". Предание связывает его появление с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича, образ приплыл в Новгород из Киева в 1103 году и был обнаружен в водах Ильмень-озера. Специально для этого образа в 1113 году был возведен храм на княжеском Дворище, известный ныне как Николо-Дворищенский собор.

Очень важное место с раннего времени отводилось на Руси полнофигурному образу святителя Николая. Очень популярен образ, получивший в поздней традиции наименование "Зарайского". Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей.

В XVIII веке по указу Петра I резные изображения святых были запрещены и повсеместно изымались из храмов. Этим объясняется сравнительно небольшое количество уцелевших до наших дней памятников деревянной скульптуры. Лучше всего они сохранились на Севере. Среди них были и образы святого Николы Можайского, перевезенные в XIX веке в Петербург.

За трехсотлетнюю историю северной столицы святителю Николаю Мирликийскому было посвящено около шестидесяти алтарей петербургских соборов, приходских церквей, дворцовых и домовых храмов, а также церквей при государственных, военных, учебных, исправительных, лечебных, благотворительных и прочих учреждениях. В его честь были крещены два Императора Всероссийских, в том числе - Царь-Мученик Николай II.

Первая часовня в Морских слободах, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена в 1714 году. Затем в 1760-1762 годах был возведен грандиозный Николо-Богоявленский собор, также посвященный святому. Главный придел этого храма освящен в честь праздника Богоявления Господня, но среди петербуржцев всегда бытовала привычка именовать собор "Николой Морским".

(По материалам "Правой.Ру")
Ю. СТАРЦЕВА