«Место научного знания: место человека под Богом»: в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования прошла конференция памяти Яна Амоса Коменского

«Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования» - международная научно-практическая конференция под таким названием проходила 16-17 марта 2007 года в стенах Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Ян Амос Коменский"Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования" - международная научно-практическая конференция под таким названием проходила 16-17 марта 2007 года в стенах Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО). Организаторами мероприятия выступили кафедра истории педагогики СПбАППО, Институт развития образования "Смена" и Ассоциация преподавателей религии и богословия в Восточной и Центральной Европе. Конференция была посвящена 415 годовщине со дня рождения замечательного христианского мыслителя, философа и литератора, педагога и общественного деятеля Я.А. Коменского (1592-1670). Речь шла как о вкладе самого Каменского в развитие европейской педагогики, так и о христианских основах европейской образовательной культуры в целом.

В частности, на секции "Христианские истоки европейской педагогической традиции", организованной в АППО 16 марта, были представлены сообщения зарубежных и российских исследователей и педагогов об особенностях библейского подхода к воспитанию и образованию детей и о сложностях преподавания религии в современной школе.

Вальтер СенхаузерТак, специалист из Швейцарии, Вальтер Сенхаузер в своем выступлении сделал акцент на необходимости реализации в современной школе новозаветного подхода к обучению, суть которого, по его мнению, в том, чтобы предоставлять ученику возможность иметь свободу выбора и получать всякое знание через свой личный опыт. По словам В. Сенхаузера, "сам текст Библии не навязывает нам никакой точки зрения, каждый может найти в нем что-то свое, и это правильно". Как напомнил В. Сенхаузер присутствующим, "Иисус говорил с народом притчами, причем, в большинстве случаев, без каких-либо последующих объяснений. Слушатели должны были сами найти решение". Эта практика, по мнению В. Сенхаузера, заслуживает того, чтобы ее применяли современные педагоги: "Роль учителя должна свестись к роли помощника и вдохновителя", - заключил он. В качестве иллюстрации к докладу г-н Сенхаузер предложил присутствующим выступить в роли учеников школы и изучить теорему о сумме углов треугольника путем самостоятельных манипуляций с картонными фигурками.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Было высказано предположение о том, что подобные методы работы годятся только для школьников младших классов, в то время как взрослым ученикам такие "игрушки" не интересны. Однако В. Сенхаузер возразил на это, поведав аудитории о своем личном опыте обучения взрослых и о том, с каким интересом именно взрослые "играют" на уроках. На вопрос из аудитории о том, годится ли такой подход для религиозного образования, докладчик ответил утвердительно: "Пояснения учителя в данном случае особенно необходимы, но все же и тут дети должны иметь возможность самостоятельно обнаруживать истину. Между прочим, иногда дети видят в мире те вещи, которых не видят взрослые". Протоиерей Владимир ФедоровВыводы г-на Сенхаузера были поддержаны проректором Русской Христианской Гуманитарной Академии, руководителем Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, священнослужителем Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиереем Владимиром Федоровым. По его словам, "необходимо всегда связывать абстрактное и конкретное, ведь любое абстрактное только ради конкретного и существует, - взять хотя бы догмат Богочеловечества". А по поводу "игр" на занятиях о. Владимир напомнил аудитории слова Христа из Евангелия от Матфея (18:3): "Будьте как дети".

Также на секции представил свой доклад известный православный философ и публицист, профессор Института Д. Бонхеффера, Константин Константинович Иванов. Тема доклада была заявлена как "Кризис христианского образования - особенно в России". По мнению К.К. Иванова, в основе современного кризиса христианского образования лежит "кризис отношений христианской веры с современной светской культурой", причем проблема, по его словам, заключается в том, что "эти отношения не прояснены обоюдно". Так, светская культура воспринимает религию чисто внешне, поверхностно, не осознавая ее внутреннего смысла, "духовного опыта". Современное христианство, со своей стороны, также "замыкается" и "слепо переживает проблемы культуры как свои внутренние конфессиональные проблемы, не опознавая в них присутствие проблем "внешней" христианству культуры". В качестве пути выхода из кризиса К.К. Иванов указал на создание в системе образования курса "Христианство и культура", где христианские (причем, не только православные) истоки современной, секуляризированной культуры рассматривались бы в связи с культурными формами христианства, представленными в различных христианских конфессиях. Основной же задачей современной педагогики, по мнению К.К. Иванова, является "расширение и углубление представления о познании и об истине". Как было заявлено им в заключении к докладу, "следует преодолеть сциентизм (слепой культ научного знания), указывая на важное, - однако ограниченное и условное, - место научного знания: место человека под Богом".

Анастасия Коскелло
Фото Я.А. Коменского - http://ru.wikipedia.org/