10 сентября из г. Костромы в Санкт-Петербург прибыла чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, впервые за всю многовековую историю этой чудотворной иконы.
Большую часть времени Феодоровская икона пробыла в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Здесь пред ней регулярно, несколько раз в день, совершались молебны. Поток верующих к иконе не прекращался: с ранннего утра до позднего вечера люди стояли в молитвенном ожидании прикоснуться к дорогой святыне, попросить у нее утешения, помощи в скорбях и болезнях.
Можно сказать, кульминацией нахождения иконы в Александро-Невской Лавре явился день празднования перенесения мощей благоверного князя Александра Невского. Тогда торжество праздника было переполнено: святые мощи Александра Невского, чудотворная икона, Божественная литургия, совершаемая шестью архиереями, огромное количество верующих, крестный ход на площадь Александра Невского с мощами и иконой. А потом, уже в светской части праздника, военный духовой оркестр и почетный караул из курсантов Ленинградского военного округа.
14 сентября икона Божией Матери Феодоровская побывала в Царском Селе. Здесь в Феодоровском Государевом соборе пред ней, покровительницей дома Романовых, иконой, которой благословлен на царствование первый государь из рода Романовых, был отслужен молебен. Потом молебен был отслужен и в Софийском соборе Царского Села. Затем икона вернулась в Санкт-Петербург.
16 сентября, в последний день своего пребывания в Санкт-Петербурге, Феодоровская икона Божией Матери была отвезена в Петропавловский собор, усыпальницу дома Романовых, где пред ней был отслужен молебен.
ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В начале XII века Феодоровская икона Божией Матери находилась в часовне близ городов Городца и Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович хотел перенести чудотворную икону в Кидекш, но посланные им люди никак не могли сдвинуть ее с места. Из этого князь заключил, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою пребывать здесь, и потому в 1164 году он основал на месте часовни святую обитель - Городецкий Феодоровский монастырь. Здесь икона стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата, почему и стала называться Феодоровской.
Во время нашествия Батыя Городец был разрушен, и икона пропала, но в 1239 г. она явилась князю Василию Георгиевичу Квашне, когда тот был на охоте в лесу недалеко от Костромы. Князь гнался за зверем и на сосне вдруг увидел икону Богоматери. Князь Василий протянул руки, чтобы снять икону с дерева, но она поднялась на воздух. В благоговейном ужасе князь и все бывшие с ним преклонили колена. Икона снова явилась на дереве, но едва князь Василий протянул к ней руки, икона опять поднялась на воздух. Тогда князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все они с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки и понесли ее в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм во имя великомученика Федора Стратилата.
Через несколько лет Костромской собор сгорел, и все полагали, что икона погибла. На третий день после пожара, разрывая пепел, икону, нимало не повредившуюся в огне, нашли. Вскоре на месте сгоревшего храма воздвигнут был новый, великолепный храм во имя великомученика Федора Стратилата, и чудотворная икона была поставлена в алтаре за престолом.
Спустя некоторое время на Русь опять вторглись татары, опустошили многие города и грозили той же участью Костроме. Князь Георгий Васильевич и народ усердно со слезами молились пред Феодоровской чудотворною иконой, чтобы Пресвятая Богородица приняла город под Свою защиту. Царица Небесная вняла молениям с верою прибегавших к Ней: князь взял с собой на войну Феодоровскую икону; увидев ее, сиявшую светлее солнечных лучей, как огонь, пожигавшую их полчища, татары пришли в ужас и бросились в бегство. Так Божия Матерь чудесно спасла Кострому.
Потом соборная церковь, в которой пребывала чудотворная икона, опять загорелась; пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог войти внутрь. И вдруг некоторые из жителей увидели, что икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Все пали на землю и с горькими слезами взывали к Божией Матери, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления Своего. Икона спустилась на землю и стала среди площади; пораженные ужасом жители не прекращали молитв день и ночь. Вскоре для иконы был построен новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого Феодора Стратилата.
Много лет протекло, все прибегали к чудотворной иконе с молитвами, болящие получали чудесные исцеления. Но настали времена смут от поляков и литовцев. После освобождения Москвы в 1612 г. ополчением Минина и Пожарского в ней собрался Земский собор для избрания царя на осиротевший престол русского государства; выбор пал на юного Михаила Романова. Для объявления об этом избрании отправлено было посольство в Кострому, где в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов вместе со своей матерью монахиней Марфой Иоановной. Послы, сопровождаемые толпами народа, были встречены костромским духовенством с честными крестами и чудотворною Феодоровской иконою Богоматери, и все вместе последовали в Ипатьевский монастырь. Михаил в сопровождении своей матери вышел навстречу им за святые врата. Он приложился ко кресту и чудотворной иконе, принял благословение архиепископа Феодорита, но отказывался принять царский престол. Мать его также, страшась за сына, не хотела отпустить его. Долго умолял архиепископ со всем собором, но мать и сын оставались непреклонны. Тогда архиепископ взял в руки Феодоровскую икону Богоматери, а троице-сергиевский келарь Авраамий - образ святых московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы. Они поднесли святые иконы к Марфе и сыну ее Михаилу Федоровичу и сказали им: "Если не склоняетесь на милость ради нас, - по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Не прогневайте всех Владыку и Бога".
Видя лик Богоматери, монахиня Марфа была глубоко тронута: она поверглась пред иконою и долго молилась, потом подвела к иконе своего сына, благословила его и сказала: "Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним". Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это произошло 14 марта 1613 года. В 1636 году царь Михаил Федорович, посоветовавшись с отцом своим, святейшим патриархом Филаретом, приказал обновить чудотворную икону, вновь украсить ее золотом и драгоценностями и поставить на прежнем месте в Костромском Успенском соборе. Такова история этой чудесной иконы.
В настоящее время чудотворная икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского монастыря города Костромы в деревянном киоте у правого клироса. Дни празднования Феодоровской иконы Божией Матери: 16/29 августа (день явления иконы князю Василию Квашне) и 14/27 мая (в память избрания на царство Михаила Романова).