Исаакиевский собор - один из самых замечательных монументальных храмовых строений в Европе. "Благодаря своим колоссальным размерам, гигантским трудам, употребленным для его сооружения, а также несметным украшающим его богатствам, он считается первым и единственным по красоте и величию храмов в России..." (Лавры, монастыри и храмы на св. Руси. СПб, 1909.) Исаакиевский собор, имея важное значение как свидетель целой эпохи искусства, воплощение великих художественных произведений верующему человеку замечателен и дорог, как исторически-первенствующий храм С.-Петербурга. На одном из самых видных его мест начертана надпись "Храм Мой храмом молитвы наречется", в этих евангельских словах выражено главное его значение и достоинство. Ни один храм в России не может вместить такого количества молящихся, собор вмещает 15 тыс. человек. Ни один храм в такой мере не приспособлен к совершению всенародных и церковных торжеств, как Исаакиевский собор.
Вплоть до настоящего времени здание собора принадлежит Государственному музею "Исаакиевский собор". Только в 1990 году неимоверными усилиями Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского, в настоящее время Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, здесь была возожжена лампада и прозвучала молитва - отслужена Пасхальная вечерня. A также благодаря особым заботам Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского по соглашению с бывшим руководством музея в Исаакиевском соборе с 1998 года возродилось богослужение (хотя и ограниченное особыми днями), была восстановлена церковная община. Окончилось 70-летнее осквернение собора.
Благодаря усилиям, предпринятым Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, имеется Распоряжение Губернатора С.-Петербурга от 2 апреля 1998 года за № 305-р, позволяющее совершать в Исаакиевском соборе восемь богослужений в год. Однако бывшая администрация собора ни в коей мере не позволяла обустроить все необходимое для совершения богослужений. Накануне завозился весь церковный инвентарь, сборно-разборные - престол, жертвенник, кафедра и многое другое, которые в спешном порядке монтировались к началу богослужения, демонтировались и увозились сразу после его окончания.
Ситуация радикально изменилась, когда новым директором музея "Исаакиевский собор" стал Николай Викторович Нагорский. В августе сего года была достигнута договоренность о совместном использовании здания Исаакиевского собора Церковью и музеем. Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви был передан левый придел собора, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир официально становится Настоятелем собора преподобного Исаакия Далматского, назначается штатный причт собора. Так процесс возрождения Исаакиевского собора начался. С помощью Божией и по молитвам св. Исаакия Далматского собор, несомненно, начинает занимать свое достойное место в жизни Санкт-Петербургской митрополии и духовно-нравственной жизни верующих Петербурга и всей России.
Для возрождения собора как Дома молитвы, организации в нем регулярных богослужений необходимо восстановление многих церковных ценностей, составляющих принадлежность любого православного храма. Со времени своего закрытия как храма в 1928 году и до настоящего времени Исаакиевский собор, волею бывшей атеистической власти искусственно ставший музеем, утратил неповторимые материальные ценности, украшавшие его интерьер и бывшие непременными атрибутами православного богослужения. Они представляли собой не менее важную историческую, художественную и духовную ценность, чем само здание собора. А именно: престолы алтарей, церковная утварь, серебряные и золотые сосуды, иконы, облачения, плащаницы, богослужебные книги и многое другое. Часть этих ценностей хранится в Эрмитаже, Русском музее и музее "Казанский собор", часть вывезена за границу, многое безвозвратно расхищено. Восстановление всего этого, а может быть и частичное возвращение, является важнейшим и святым делом в возрождении собора преподобного Исаакия Далматского, а также актом исторической справедливости в деле восстановления национальной духовной культуры.
Драгоценны для русского сердца хранившиеся в Исаакиевском кафедральном соборе святыни: Тихвинский чудотворный образ Пресвятой Богородицы, крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей св. апостола Андрея Первозванного, присланные в 1833 году Иерусалимским патриархом Афанасием в дар Св. Синоду Российской Православной Церкви и пожертвованные собору ко дню его освящения; полученная собором в 1871 году от Афонского Пантелеимонова монастыря икона на кипарисовой доске св. вмч. Пантелеимона с частицей его св. мощей; Нерукотворный образ Спасителя (1693) кисти Ф. Ф. Ухтомского, перед которым молился имп. Петр I и который был пожертвован собору имп. Александром II. К освящению собора в 1859 году правящий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Григорий передал в дар панагию с частицами мощей свв. аппостолов Матфея, Марка, святителя Иоанна Златоуста и др. В Исаакиевском соборе также находилась Корсунская икона Божией Матери, прославившаяся в день ее перенесения в собор чудесным исцелением неизлечимо больной женщины. Обе святые чудотворные иконы Пресвятой Богородицы были украшены драгоценными камнями. В настоящее время трудами директора Исаакиевского собора, Николая Викторовича Нагорского, местночтимый чудотворный образ Тихвинской Божией Матери возвращен на свое историческое место (в киот у юго-восточного центрального столпа собора, напротив проповеднической кафедры), где чудотворная икона и находилась с 1863 по 1928 годы.
Также важно отметить, что такие крупнейшие европейские соборы, как собор св. Петра в Риме, соборы Севильи, Мадрида, Гамбурга, собор св. Павла в Лондоне, собор Парижской Богоматери в Париже и практически все наиболее известные христианские храмы в Европе совмещают возможности свободного посещения туристами и одновременное осуществление богослужений. Непременным условием является только соблюдение необходимых правил поведения в храме. Одни посетители знакомятся здесь с величайшими произведениями искусства, другие устремляются душой к Богу, большинство же воспринимает сам собор и то, что в нем происходит, как некое органическое единство. Поэтому в совместном сосуществовании Исаакиевского собора как православного храма и музейного объекта нет и не должно быть противоречий и искусственных ограничений.
В настоящее время богослужения в соборе преподобного Исаакия Далматского совершаются по воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам, в родительские субботы, а также в дни поминовения местных святых и чудотворных икон. Вечернее богослужение начинается накануне в 16.00, Божественная литургия - в 11.00. Свободный вход верующим на молитву перед началом и во время совершения богослужений открыт с северной стороны собора (со стороны Александровского парка).