Вторые Рождественские образовательные чтения в г. Тихвине

11 января 2008 года по благословению архиепископа Тихвинского Константина группа священнослужителей и педагогов Санкт-Петербургской епархии совместно с сотрудниками Тихвинского Комитета образования, городского историко-мемориального музея, Успенским мужским монастырём и храмами Тихвинского благочиния организовали и провели Вторые Рождественские образовательные чтения в городе Тихвине. Актуальнейшей темой, объединившей всех, стала тема: «Семья и Православное воспитание как духовно-нравственный фундамент будущего России». Трудно передать словами ту атмосферу доброжелательности и доверия, которая царила среди участников этого замечательного образовательного форума-диалога государственной и церковной общественности, объединившихся ради блага семьи, школы и подрастающего поколения. Тихвин - это тихий городок с размеренным течением жизни, со своими традициями и жизненным укладом.

11 января 2008 года по благословению архиепископа Тихвинского Константина группа священнослужителей и педагогов Санкт-Петербургской епархии совместно с сотрудниками Тихвинского Комитета образования, городского историко-мемориального музея, Успенским мужским монастырём и храмами Тихвинского благочиния организовали и провели Вторые Рождественские образовательные чтения в городе Тихвине. Актуальнейшей темой, объединившей всех, стала тема: "Семья и Православное воспитание как духовно-нравственный фундамент будущего России".

Трудно передать словами ту атмосферу доброжелательности и доверия, которая царила среди участников этого замечательного образовательного форума-диалога государственной и церковной общественности, объединившихся ради блага семьи, школы и подрастающего поколения. Тихвин - это тихий городок с размеренным течением жизни, со своими традициями и жизненным укладом.

В школьном образовании города сохраняется и преобладает сложившаяся в советской школе методологическая основа. Многие осознают её беспомощность в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания детей, но не знают и не могут что-либо в этом направлении изменить. К нашему стыду, сегодняшняя педагогика не только в школе, но и в семье во многом "идёт вдогонку", отстаёт от темпа бурных перемен жизни современного социума и всё новых и новых увлечений детей и юношества. Родители и педагоги лишь тогда спохватываются, (не зная, как быть и куда обратиться, какие меры принять), когда воочию столкнутся с деструктивным поведением детей. Современный человек теперь уже не ищет тех непреходящих ценностей и идеалов христианской святости, которыми жили многие поколения на Руси, а ищет удовлетворения своих эгоистических запросов и желаний, живя, как хочется, как выгодно, комфортно и легко.

И надо сказать, что Вторые Рождественские чтения внесли новую и свежую струю положительных впечатлений от обмена опытом, как при сообщениях в пленарной части, так и от тесного общения по душам на трёх секциях: а) по русской словесности; б) по ценностным ориентациям в семейном воспитании и в) по вопросам сотрудничества семьи, школы и Церкви в попечении о подрастающем поколении.

О чём же говорилось на конференции? О том, что современной семье не хватает приобщённости к традиционному церковному чину жизни в православном укладе, духовного единства в браке и христианских принципов в воспитании детей. Школа призвана поддержать семейное воспитание, восполнить его необходимым комплексом знаний, высшим из которых является знание, формирующее христианское мировоззрение. Нельзя понимать под воспитанием и образованием лишь подачу некой суммы информирующего знания. Как отметил один из докладчиков, само слово "образование" указывает на задачу педагога - содействовать раскрытию, развитию и просветлению в ребёнке образа Божьего, повреждённого и замутненного грехом.

Сегодняшней школе не хватает воспитующего обучения и влияния на детей, как об этом пять веков назад, сетуя, писал Я. А. Коменский: "Ныне много знания, но мало воспитания; мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам ещё от прародителей, что, оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания" И действительно: "Нет никакого высшего искусства более важного и сложного, чем искусство воспитания", как пишет свт. Иоанн Златоуст. Для Православия вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных. Воспитание исходит из сущности самого человека и того, каким он должен быть. Оно отвечает на вопрос: "Что нужно делать, чтобы стать человеком, согласно замыслу Творца?" Очевидно, что вопросы "чему учить?" и "как учить?" остаются бессмысленными, пока мы не ответим на вопрос "зачем учиться?" Именно воспитание богоподобной личности как христианина, семьянина и гражданина задаёт цель образовательной деятельности, а образование является средством достижения его.

Церковь в триедином союзе с семьёй и школой имеет в своём влиянии самую важную - освящающую часть, приобщая подрастающее поколение к полноте церковной жизни: вероучению, богослужению, Таинствам, столь необходимых в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей. На сегодняшний день Церкви важно обрести спасительное попечение о семье и школе по их объединению и духовно-нравственному оздоровлению через совместные формы сотрудничества и деятельности.

Мы, петербуржцы, привыкли к тому, что храмы в воскресные и праздничные дни наполнены не только пожилыми прихожанками, но и молодежью, детьми, интеллигенцией. В малых городах ситуация иная. Здесь ходить в храм регулярно, исповедоваться, причащаться не принято. "Как я буду исповедоваться, если меня в этом городе каждый знает?.." - спросила в перерыве одна из ответственных работников тихвинской системы образования. "Вы так хорошо говорите, но откуда взять для всего этого силы?" - вздохнула другая…. Поэтому вторая задача, стоявшая перед выступавшими, была показать, что, если мы называем себя христианами, мы должны вести активную церковную жизнь. И в глубине духовного опыта Церкви, в Евхаристической Чаше, в ежедневной молитве черпать силы для нашего служения людям.

Рождественские чтения открылись торжественным молебном в актовом зале лицея и приветственными словами организаторов. После него с приветствием и поздравлением участников чтений выступил председатель оргкомитета чтений - протоиерей Александр Зелененко. Ему после приветственных слов принадлежал и первый доклад: "О самом главном на потребу семьи, школы и Церкви сегодня", в котором четко формулировались цель и задачи встречи, и был задан высокий научный тон. Затем с интересными докладами выступили: Тамара Александровна Берсенева - к.п.н., доцент кафедры психологии АППО. Она говорила о семейных ценностях, согласно её социологическим исследованиям, и воспитании целомудрия, как всецелой добродетели. Василий Васильевич Семенцов - к.п.н., директор школы "Гуманитарий" из г. Пушкина, говорил о становлении внутрисемейной культуры и истинном смысле понятий "семья" и "воспитание".

Священник Константин Пархоменко рассказал о значение веры в жизненном становлении современных детей. Доклад Натальи Евгеньевны Рудовой, преподавателя РГПУ им. А.И. Герцена, касался феномена материнства в миропонимании подрастающего поколения. Священник Сергий Филонов говорил о причинах наркозависимости подростков и способах борьбы с этим недугом.

Из доклада Ольги Николаевны Безруковой, доцента факультета социологии Государственного Университета, участники конференции узнали подлинную картину кризиса современной семьи, подтверждённой многими статистическими данными.

В завершение встречи состоялся прекрасный концерт детско-юношеского хора собора Владимирской иконы Божьей Матери г.Санкт-Петербурга под руководством регента Ирины Валентиновны Болдышевой.

Уже поздно вечером гости из Петербурга имели радость посетить Тихвинской монастырь и помолиться перед великой святыней, чудотворной иконой Божией Матери Тихвинская. Под сводами древнего собора зазвучала молитва обо всех участниках Рождественских Чтений и всех учащих и учащихся нашей земли, чьи души нуждаются в слове о вере, любви и истине.