Начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения

1 сентября начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения, которые расположены в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. О деятельности петербургских Школ трезвения рассказывает ее руководитель Владимир Анатольевич Цыганков.


Владимир Анатольевич Цыганков

1 сентября начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения, которые расположены в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ. Здесь осуществляются комплексные программы помощи людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости, а также оказывается психологическая поддержка для членов семьи зависимых людей. О деятельности петербургских Школ трезвения рассказывает ее руководитель Владимир Анатольевич Цыганков.

- Владимир Анатольевич, программы, которые проводятся в петербургских Школах трезвения, носят название "комплексные". Что означает этот термин?

- Комплексный, интегративный, целостный подход в оказании помощи людям, страдающим от патологических зависимостей (например, алкогольной, табачной, игровой), подразумевает исцеляющее воздействие на тело, на душу (психику) и дух страждущего человека. Идея интегративного, холического понимания различных процессов в человеке имеет давнюю историю. Еще Платон считал величайшей ошибкой лечить тело отдельно от души, ибо "где целое чувствует себя плохо, одна часть его не может быть здоровой".

Православный подход в попечении о человеческом здоровье принципиально отличается от медицинского и психологического. В медицинской науке исторически сложилось и во многом сохраняется до настоящего времени положение, в рамках которого преимущественное внимание при изучении болезней уделяется биологическим (морфологическим, физиологическим, биохимическим, генетическим) факторам. К сожалению, наша отечественная медицина в силу разных причин оторвана от своих религиозных корней, ориентирована в основном на распознавание и устранение внешних проявлений болезни. Основная проблема психологии - отсутствие восприятия целостной картины психической реальности, проявляемой на всех уровнях - от биологического до духовного.
Православные специалисты в своей практике применяют комплексный, целостный подход в профилактике, лечении и реабилитации людей с патологическими зависимостями, в котором органично используются не только медицинские, психологические, социальные знания, но также православная антропология, аскетика, святоотеческое наследие, позволяющие выявить духовные истоки человеческих недугов, действенные душевные и духовные принципы психотерапии. Использование церковного опыта помощи страждущим людям позволяет говорить об особом надежном и эффективном направлении во врачевании души, суть которого отражается термином православная психотерапия.
Православная психотерапия видит источник многих болезней как в психосоматических особенностях человека, так и в его страстях - она рассматривает человека не только как больного, но и как страждущего грешника. Задача православной психотерапии - наряду с врачебной и психологической помощью содействовать страждущему в осознании и активном преодолении страстных механизмов болезни.

- Как выражается на практике идея православной психотерапии?

- Говоря о православной психотерапии следует различать две ее формы, взаимопроникающие друг в друга: научно-практическую (медицинскую, психологическую) и церковную. В первом случае все виды помощи (консультирование, диагностика, лечение (или коррекция), профилактика, реабилитация) осуществляется профессиональными врачами и психологами в диапазоне психокоррекционных, психотерапевтических и общемедицинских мероприятий с учетом не только патогенеза заболеваний, но и действия страстей, и оттого такая помощь является мостом, приводящим в Церковь. В связи с этим теоретико-методологическая база вышеуказанных видов помощи аккумулирует как знания естественных наук, так и святоотеческих принципов и подходов. Во втором случае речь идет о практике пастырского душепопечения и церковных Таинствах. Обе формы православной психотерапии в комплексном подходе помощи людям с патологическими зависимостями неотделимы друг от друга и поддерживаются крепким союзом врачей, психологов и священников, которые выступают как "соработники у Бога" (1Кор., 3, 9).

- Какими профессиональными принципами руководствуются врачи и психологи петербургских Школ трезвения?

- Наша система помощи людям с патологическими зависимостями опирается в своем осуществлении на четыре основных принципа: принцип партнерства зависимого человека и специалистов, помогающих ему; принцип разносторонности терапевтических усилий, воздействий и мероприятий; принцип единства биологических, психосоциальных и духовных воздействий; принцип ступенчатости (переходности) проводимых воздействий и мероприятий. Стержневым принципом оказания помощи людям с патологическими зависимостями является принцип партнерства, основное содержание которого заключается во включении самого зависимого человека в лечебно-реабилитационный процесс в качестве субъекта активной сознательной деятельности, направленной на восстановление нарушенных страстью состояний тела, души и духа. Каждому этапу лечения и реабилитации соответствует та или иная предпочтительность (и соотношение) биологических, психосоциальных и духовных воздействий. Обычно биологические и психосоциальные воздействия идут от этапа к этапу по убывающей степени, а духовные, напротив, вытесняют и солидаризируются с ними.

    - По каким телефонам можно узнать о работе петербургских Школ трезвения?

    - Номера наших телефонов остаются неизменными уже многие годы:
274-33-04, 8-911-741-20-35.

    - Дай Вам Бог сил и дальше продолжать Ваше нелегкое служение.

    - Спаси, Господи!

Записала
Светлана Сотникова


На фото: Руководитель петербургских Школ трезвения Владимир Анатольевич Цыганков.

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии


Темы