О том, как прошла школа, а также о проблемах современной верующей молодежи, мы побеседовали с организатором «Кинонии», выпускающим редактором журнала «Вода живая», клириком собора Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге иереем Димитрием Сизоненко.
10 -17 августа 2008 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в Свято-Юрьевом мужском монастыре Новгородской епархии проводилась летняя богословская школа для молодежи "Кинония".
Организаторами выступили официальный журнал Санкт-Петербургской епархии "Вода Живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" и Молодежный отдел Новгородской епархии. В работе школы приняли участие 37 человек, молодые люди от 18 до 30 лет из четырех городов - Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Москвы и Нижнего Новгорода. Отбор участников проводился на основе присланных анкет. В числе преподавателей школы были известные петербургские священники - протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Владимир Хулап, иерей Димитрий Симонов.
О том, как прошла школа, а также о проблемах современной верующей молодежи, мы побеседовали с организатором "Кинонии", выпускающим редактором журнала "Вода живая", клириком собора Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге иереем Димитрием Сизоненко.
- Отец Димитрий, Вы приглашали в школу только воцерковленную молодежь, или в ней могли принять участие все желающие?
- Строгого ценза в этом плане у нас не было. Это была открытая школа. Разумеется, люди, которым чуждо Православие, и сами не изъявили бы желания ехать с нами в Юрьев монастырь. Среди участников школы было много ребят, которые активно участвуют в церковной жизни, в развитии молодежного движения на своих приходах. Но вместе с тем были и молодые люди, которые только начинают свой путь в Православной Церкви. Одним из главных успехов "Кинонии" является то, что наши лекции и встречи оказались интересными и для тех, и для других.
- А почему Вы остановились именно на этой возрастной группе? Все-таки 18-30 лет - это, во-первых, очень широкий возрастной коридор, а, во-вторых, это уже взрослые люди. А лагеря и летние школы чаще проводятся для подростков…
- Мы хотели бы со временем проводить подобные школы и для подростков. Но правильнее начинать именно с молодежи, которая стремится уже сегодня занять активные позиции в жизни, их энтузиазм приносит обильные плоды в жизни Церкви. Большинство ребят, которые к нам приехали, уже совершают служение на своих приходах: не только служат в алтаре или поют на клиросе, но и организуют молодежные вечера, евангельские группы, занимаются социальной работой. Нам хотелось, чтобы в Юрьевом монастыре они смогли расширить свои горизонты, обрести духовную поддержку, чтобы полнее реализовать свои возможности в жизни.
- А какие задачи стояли перед организаторами "Кинонии"? Что было в центре - скорее общение, самопознание, или, напротив, обучающая программа?
- Я могу сказать, в чем я вижу уникальность "Кинонии". Некоторые ребята, которые приехали к нам, до этого участвовали в других православных лагерях - их сейчас проводится много - и поэтому были готовы к традиционным формам занятий: либо лекции и тренинги, либо свободное общение и игры. Мы попытались совместить и то, и другое. День начинался с богослужения в небольшом домовом храме. Для некоторых ребят это была уникальная возможность испытать радостный трепет от того, что тебе доверено читать в храме или петь на клиросе... Первая половина дня была посвящена лекциям и семинарским занятиям. Мы знакомили ребят с историей богослужения, с основами библейского богословия. Однако эти занятия преследовали не только узко образовательные цели. Одной из главных составляющих школы было совместное размышление над Священным Писанием в небольших группах. Кроме того, перед вечерним богослужением специально отводилось время для уединенного размышления и молитвы в тишине. Мы предлагали вниманию ребят различные тексты - отрывки из Священного Писания, размышления святых отцов, или молитвы святых - так или иначе связанные с темой, которая обсуждалась в течение дня. Свято-Юрьев монастырь - уникальное место. Помимо величественных древних храмов, где сами стены помогают молитве, есть монастырский сад, где можно уединиться для того, чтобы побыть наедине с Богом и с самим собой.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, что такое "библейские группы".
- В самый первый день мы предложили участникам объединиться в небольшие группы и значительная часть мероприятий в течение дня - в частности, чтение Библии - проводилась именно в этих малых группах.
- Зачем это было нужно?
- Практика подтверждает, что читать Священное Писание или делиться чем-то сокровенным легче в небольшой группе друзей, нежели в большой аудитории. Разговор в узком кругу получается более содержательным и глубоким. Кроме того, такая форма общения сплачивает людей: позволяет лучше узнать друг друга, а одновременно лучше понять самого себя.
- Это "изобретение" вашей школы, вашего прихода, - или где-то еще практикуется такая форма занятий?
- Вообще эта форма общения восходит к древним философским школам. Общение Сократа, Пифагора, Аристотеля, Платона и многих других наставников со своими учениками происходило отнюдь не в университетской аудитории. Не упоминая высоких имен, скажу, что нечто подобное совершалось в древних монашеских общинах. Жизнь учеников прп. Пахомия Великого, основателя общежительного монашества, немыслима без совместного чтения и размышления братии над Священным Писанием. Сегодня нередко можно слышать рассуждения ревнителей не по разуму, что евангельские группы являются изобретением протестантизма. В действительности же речь идет о самих истоках и основах духовной традиции Православия. Протестанты - в частности, штундисты, обретали большое число приверженцев именно благодаря своим библейским встречам. При этом ничего нового, как мы видим, они не изобретали. Мы в данном случае тоже не у протестантов учимся, а пытаемся возродить наши исконные православные традиции.
- Как Вы считаете, почему эта традиция в нашей Церкви воспринимается сегодня как нечто совершенно новое?
- Думаю, что мы слишком быстро привыкаем говорить о Православии как о государственно- образующей религии. От этого в нашем собственном сознании и в восприятии людей оно со временем становится идеологией, абстрактной доктриной. Но Православие - это не просто религия…
- По Вашим наблюдениям, как восприняли такие занятия ребята-участники школы?
- Надо сказать, что для большинства из них это был совершенно уникальный опыт - ничего подобного они раньше не переживали. На прощальном вечере звучали признания: мы провели неделю в присутствии Бога. Конечно, ребята не имели в виду, что в остальные дни Бог в их жизни отсутствует. Просто в шумной городской жизни это переживается иначе, а в Юрьевом монастыре все располагает к тому, чтобы явственно ощутить это живое присутствие Божие.
- Какие ваши планы на будущее: планируете ли вы проводить еще аналогичные выезды, или какие-то встречи в городской обстановке?
- Многие участники высказывают пожелания, чтобы эти школы стали традиционными. Вероятно, в ближайшее время начнется подготовка зимней "Кинонии", которая будет проходить во время рождественских каникул. Ребята продолжают встречаться по воскресеньям. Одна группа встречается в Петербурге, в храме Феодоровской иконы Божией Матери, другая - в Новгороде Великом, в церкви св. мч. Феодора Стратилата. Площадкой для обмена впечатлениями и новостями им служит группа "Кинония" на портале "вконтакте.ру".
Группа "Кинонии" "вконтакте.ру" - http://vkontakte.ru/club2958360
Беседовала Анастасия Коскелло,
08.09.2008.
Раздел:
ИА "Вода живая"