Дни старообрядчества в Санкт-Петербурге

30 октября 2008 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Александро-Невской Лавре состоялась конференция по проблеме церковного раскола XVII века под названием «Раскол: догмат и обряд».

30 октября 2008 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Александро-Невской Лавре состоялась конференция по проблеме церковного раскола XVII века под названием "Раскол: догмат и обряд". Конференцию организовал Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, и провели протоиерей Александр Будников, Председатель миссионерского отдела, и протоиерей Георгий Иоффе, заместитель Председателя миссионерского отдела.

Данное мероприятие в Лавре прошло вслед за православной литургией, совершенной по старому обряду, 28 октября в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Литургию возглавил о.Петр Чубаров, настоятель Никольского единоверческого (старообрядческого) храма на ул.Марата 24 (РПЦ МП), в литургии также приняли участие старообрядные священники из Москвы и Подмосковья.

Литургия по старому обряду

После литургии началась конференция "Старообрядчество: история и современность", 28-30 октября в Государственном Музее Истории Религии при поддержке Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, в рамках которой проводился круглый стол "Снятие клятв поместным собором РПЦ в 1971 г. и их восприятие старообрядцами", проведенный ст.н.с. ГМИР Буровым А.А. В конференции ГМИР приняли участие более 50 ученых и старообрядцев со всей России, в круглом столе - представители всех старообрядческих согласий города - белокринницкие, новозыбковские священники, поморские наставники, старообрядческие священники РПЦ МП и Е.В.Белякова, к. и. н., ст. н. с.  института Российской истории РАН.

Конференция в Лавре началась в 14.00 и продлилась четыре часа, вызвав интерес среди специалистов по данной теме, старообрядцев и просто интересующихся расколом. Вступительное слово произнес о.Александр Будников, обозначив общие задачи конференций подобного рода, а именно, установление человеческих контактов и обмен мнениями представителей разных сторон давнего церковного разделения.

Первым прозвучал доклад иеромонаха Мефодия Зинковского, кандидата богословия, ассистента профессора по кафедре догматического богословия "Святоотеческое учение о догмате и ереси". О.Мефодий дал святоотеческое определение основным догматическим понятиям, которые имеют различное толкование среди новообрядцев и старообрядцев - догмат, ересь. Также он охарактеризовал реформу Патриарха Никона: "Непосредственными причинами, вызвавшими старообрядческое движение можно считать: 1) богословское непонимание сути церковной реформы Патриархом Никоном и его противниками; сильная привязанность русских людей к обрядовой стороне христианской религии вплоть до усвоения церковным обрядам догматической неизменности (что объясняется недостатком просвещения). 2) неправильный метод реформ, исправления текста богослужебных книг и изменения церковных обрядов при Патриархе Никоне; 3) участие в этой реформе некоторых греческих иерархов, стремившихся поднять упавший после Флорентийской унии греческий авторитет в России, что привело не к желаемому смягчению противостояния, а к неоправданному его обострению вплоть до необоснованных анафематствований."
Следующим выступил священноиерей Евгений Саранча из единоверческого храма Архистратига Михаила, с.Михайловская Слобода Московской области с докладом "Первый Всероссийский Съезд православных старообрядцев ( единоверцев)": "На свой первый Съезд единоверцы прибыли, чтобы совместно обсудить и решить вековые вопросы, волнующие единоверцев с самого появления Единоверия. Вопросы первого Всероссийского православно-старообрядческого Съезда - это, главным образом, об единоверческом епископе, о клятвах соборов."

Продолжением данного выступления стал доклад Беляковой Е.В. к. и. н., ст. н. с. института Российской истории РАН, преподавателя истории РПЦ на кафедре истории Церкви МГУ, Москва, "Старообрядческий вопрос на Поместном Соборе 1917-1918 гг". Предсоборное Присутствие рассмотрело широкий спектр вопросов, касающихся старообрядчества, но на самом Соборе из-за отсутствия времени был решен вопрос об учреждении единоверческих кафедр и рукоположении единоверческих епископов, первым из которых стал еп.Симон Шлеев, рукоположенный Патриархом Тихоном в епископа Охтенского летом 1918 года. Остальные проблемы - отмена клятв, признание старообрядческой иерархии - не получили Соборного разрешения ввиду тяжелой революционной обстановки.

Второй раз в конференциях о старообрядчестве участвует священноиерей Геннадий Чунин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Старообрядческая Церковь, Санкт-Петербург. Тема нынешнего доклада прозвучала как "Старый и новый обряд в православии". В своем докладе о.Геннадий охарактеризовал отношение к обрядам в старообрядческой среде, подчеркнул западное влияние при проведении реформ, огромный объем и небывалую скорость вносимых изменений, то что целью церковных реформ 17 века было не исправление книг по древнегреческим образцам, а унификация с новогреческими текстами, метод проведения реформ отличался крайней жестокостью, чему способствовало вмешательство гражданских властей. Относительно перспектив преодоления раскола о.Геннадий отметил положительное влияние отмены клятв Поместным Собором 1971 года, что дезавуировало часть разногласий: "Я мечтаю о преодолении наших разногласий с новообрядцами и я вижу такую возможность. В случае возвращения Русской Православной Церкви к служению по старому обряду будет двойная польза для всех. Во-первых, огромное число верующих людей будет молиться по более верному, а с 1971 года и полностью реабилитированному старому обряду. Во-вторых, одновременно с этим исчезнут все основания для разделения на старообрядцев и новообрядцев, и мы все вместе снова станем единой Русской Православной Церковью…… мне хочется надеяться, что преодоление нашего затянувшегося разделения все-таки возможно".

С интересным докладом "Символ Веры у новообрядцев и старообрядцев" выступил иерей Константин Костромин, священник Св.Исидоровского храма, Санкт-Петербург, РПЦ МП. Проанализировав два варианта Символа Веры, используемые в двух ветвях Русской Церкви, о.Константин сделал следующий вывод: "Предложенный анализ текстов приводит нас к однозначному выводу: ни текст старообрядческий, ни текст новообрядческий не являются погрешающими против веры, не противоречат друг другу и не превосходят друг друга по качеству. Буквальная текстологическая точность - за новым текстом. Глубина богословствования, по древней византийской традиции опирающаяся даже не на тонкость слова, но на тонкость буквы - за текстом старым. И преимущества каждого из них дают нам повод объединиться вокруг разных формулировок, которые в совокупности дали бы нам глубину и точность православного святоотеческого богословия."

В докладе "Категория народности в трудах единоверческого священника Иоанна Верховского" Романа Александровича Майорова, преподавателя Московского Духовного училища РПСЦ прозвучали интересные сведения о недостаточном количестве епископов на Руси в первый период существования Церкви, что явилось следствием грекофильской политики Византийской империи по отношению к Руси. Такая политика заложила определенную традицию отношений между епископатом изначально почти полностью греческим и русской паствой.

Священноиерей Пётр Чубаров, настоятель Никольского храма, Санкт-Петербург, член комиссии по взаимодействию со старообрядными приходами РПЦ МП осветил вопрос "Становление единоверия в XIX веке в России". Большая часть доклада посвящена истории единоверия, начавшаяся от попыток восстановления церковного единства со стороны части старообрядцев, затем в 1800 г единоверие было допущено как временная мера с некоторым ограничением церковных прав и, наконец, на Соборе 1917 года единоверие получило статус полноценного церковного учреждения со своими епископами во главе.

Священноиерей Иоанн Миролюбов, консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством привел статистику развития единоверия внутри Русской Церкви. Так до революции было 600 приходов, 9 мужских монастырей (90 монахов, 170 послушников) и 10 женских монастырей (170 монахинь и 480 послушниц). В XX веке ситуация радикально изменилась. За 1920-30 годы были уничтожены все единоверческие епископы и приходы. В настоящее время Церковью канонизировано 11 новомучеников-единоверцев, среди них епископ Охтенский Симон Шлеев. В 1990 году существовал 1 приход, на сегодняшний момент их уже 23, каждый год прибавляется по 2-3 прихода, но тенденция роста пока не определилась. По словам митрополита Кирилла Гундяева, при возникновении достаточного количества приходов, в России появится и единоверческий епископ. На сегодняшний день единственный старообрядный епископ в Русской Церкви окормляет общину в г.Ири, Пенсильвания, США , перешедшую под омофор Патриарха Алексия II в результате объединения РПЦ и РПЦЗ.

С заключительным словом выступил протоиерей Георгий Иоффе, в котором он подчеркнул необходимость сохранять единство в многообразии церковных традиций.

Основной задачей конференций по вопросу старообрядчества является установления контактов между представителями двух ветвей русской церкви. В результате стороны лучше понимают позиции друг друга и получают возможность совместно решать проблемы, выдвигаемые современным секуляризованным обществом. Миссионерский отдел готовит публикацию прозвучавших докладов и планирует в будущем организовывать мероприятия подобного рода, как, например, концерты знаменного пения с участием старообрядцев, чтобы сокровища древнерусской церковной культуры, хранимые старообрядчеством, стали нашим общим достоянием.

Со всеми вопросами можно обращаться в Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии:
Адрес: 191167, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1 (на территории Александро-Невской лавры).
Телефон: (812) 710-36-27. вторник, четверг 18.00-21.00.

Запись конференции можно увидеть и услышать в сети интернет:
Видеозапись конференции: http://sobornoedelo.ru/browseVideo.php?albumID=259
Аудиоматериалы конференции: http://sobornoedelo.ru/browseAudio.php?albumID=373
Текстовые материалы конференции - скачать - 710 Кб.

Темы