В Александро-Невской лавре состоялся семинар «Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни»

10 декабря для православных петербуржцев в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в рамках программы «Православная школа психологии и медицины» состоялся семинар «Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни».

10 декабря для православных петербуржцев в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в рамках программы "Православная школа психологии и медицины" состоялся семинар "Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни". Семинар провел психолог Владимир Анатольевич Цыганков, заместитель председателя Общества православных психологов Санкт-Петербурга.

На семинаре В.А. Цыганков в частности отметил: "Родился долгожданный ребенок. Несомненно, этот крошечный человечек изменит вашу жизнь. Но и вы самым существенным образом повлияете на жизнь ребенка. Более того, от вас во многом будет зависеть и его здоровье, и то, каким он станет, какой жизненный путь он пройдет, обретет ли он настоящую веру в Бога.

Родившись в этот мир, человек сразу вступает в свой первый кризис - кризис новорожденности. Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Д.Б. Элькониным. Он считал, что само рождение - это кризис, так как родившийся ребенок попадает в совершено новые условия своего существования. В младенчестве выделяют период новорожденности, который длится около четырех-пяти недель.

Переход от внутриутробной жизни к внеутробной - прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: более холодная среда, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, новая форма питания.

До рождения мать и ребенок слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий; самое первое из них - первый вдох.

Во внутриутробный период функции легких выполняет плацента - особая ткань, с которой тело эмбриона соединено с пуповиной. Кровь обогащается кислородом в плаценте, но не входит в контакт с воздухом: это делают легкие матери. Мать дышит за ребенка. В момент рождения ребенку грозит большая опасность - гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малейший недостаток кислорода - и жизнь под угрозой. Но малыш, рождаясь, временно получает кислород сразу по двум каналам - через пуповину и легкие. После рождения пуповина продолжает "работать" в течение 4-5 минут. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца готовится к  тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, младенец начинает дышать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически "теряет" мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца - все это связывает ребенка с прежней жизнью и делает его приход в мир менее резким, болезненным и травмирующим.

Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем в отечественных роддомах новорожденного обычно отделяют от матери. Это объясняется чисто физиологическими причинами: матери нужен отдых после родов, молоко еще "не пришло", ребенок еще слаб и сам сосать не может, его лучше искусственно подкармливать, защищать от инфекций и лишних впечатлений. Но помимо этих физиологических причин есть еще органическая и психологическая связь матери и младенца, которую нельзя прерывать в этот самый критический период совместной жизни. Некоторые исследования говорят о том, что в первые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический (сензитивный) период, когда "запускается" врожденный механизм формирования привязанности и у ребенка к матери, и у матери по отношению к ребенку. Поэтому в последнее время в некоторых родильных домах нашей страны и за рубежом не разлучают младенца с матерью, и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос, тепло родного тела.

При родах возможны родовые травмы - повреждение органов и тканей плода. Родовые травмы можно подразделить на механические и гипоксические.

Основные причины механических родовых травм:
- несоответствие размеров ребенка и родовых путей матери;
- преждевременные или стремительные роды;
- хирургическое вмешательство во время родов (кесарево сечение), в результате которого происходит деформация основания черепа плода, и другие врачебные действия;
- травмирование шейного или поясничного отдела позвоночника с развитием ишемии различных отделов спинного либо головного мозга;
- неправильное расположение плода и многое другое.

Практически в 99 случаев из 100 последствия родовой травмы позвоночника приводят во взрослом возрасте к таким проблемам, как остеохондроз, сколиоз, вегето-сосудистая дистония, нестабильность шейного и грудного отдела позвоночника.

Причины гипоксических родовых травм:
- токсикоз первой или второй половины беременности;
- анемия;
- угроза прерывания беременности;
- инфекция.

Последствия родовой травмы могут проявиться спустя месяцы или годы. К ним относятся:
- нарушения осанки (сколиоз);
- ранний остеохондроз;
- нарушение тонуса мышц;
- близорукость, дальнозоркость;
- косоглазие;
- энурез;
- нарушения речевого развития;
- дефицит внимания;
- гиперактивность;
- судорожные состояния;
- прочие нарушения нервной системы

Запомните, что при любых подозрениях надо сразу обратиться к педиатру, а он уже направит к нужным специалистам. Кроме того, в нашей стране созданы специальные центры реабилитации для детей, пострадавших в родах. Там кроме медицинской помощи для малыша можно получить психологическую поддержку его родителям, получить знания о том, как максимально сократить последствия родовой травмы.

С первых дней после рождения у здоровых детей выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного. Ниже описаны основные из них.

Сосательный рефлекс. Если вы легко прикоснетесь чистыми пальцами к губам или языку новорожденного, то у него появляются сосательные движения губ и языка, которые он производит во время кормления. После очередного кормления этот рефлекс станет менее выраженным, но через некоторое время опять возобновится.

Поисковый рефлекс. Если вы легко погладите пальцем щечку ребенка рядом с углом рта, он инстинктивно обернет голову в сторону раздражения и прикроет ротик (тот же самый рефлекс работает, когда мама дает малышу грудь и притрагивается соском к его щеке).

Нырятельный рефлекс. Если при умывании или случайно на лицо малыша попадет вода, то его кожа побледнеет, а число сердечных сокращений заметно уменьшится. Если малыш вдруг оказывается целиком под водой, то он рефлекторно задерживает дыхание на некоторое время (поэтому не нужно родителям, бабушкам и дедушкам переживать за процесс окунания младенца в купель при его крещении).

Мигательный рефлекс. После того, как на лицо малыша упадет луч света или вы легонько подуете ему на щечку, он начнет моргать.

Глотательный рефлекс. Когда малышу попадает что-то в рот, он совершает глотательное движение. Впрочем, сразу после рождения младенец не может координировать дыхание и глотание, поэтому время от времени кашляет. Он еще некоторое время будет учиться соразмерять эти действия: делать вдох, глоток и выдох.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). Если вы слегка надавите на ладонь малыша в области подушечки у основания большого пальца, то ребенок откроет рот и слегка двинет головой, словно хочет нагнуться к кулачкам. Рефлекс перестает проявляться к третьему месяцу жизни, но до этого времени вы можете его использовать, например, чтобы дать лекарство, когда ребенок прикроет рот.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона). Если вы положите в ладошки ребенка указательные пальцы, то он крепко сожмет их своими пальчиками. Иногда он захватывает пальцы настолько крепко, что малыша даже можно на них приподнять. Перед кормлением этот рефлекс выражен сильнее, а пропадает примерно к седьмому месяцу жизни.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро). Если вы легко стукнете по пеленальному столику на расстоянии 20-30 сантиметров от головы ребенка, то он сначала разведет в стороны руки, разожмет пальчики, выпрямит ножки и выгнет спину. Но затем он начнет сворачиваться, сжимая пальцы и подтягивая к себе ручки и ножки, причем ручки младенец складывает, перекрещивая их на груди, словно обнимает сам себя, а ножки подтягивает поближе к животику. Так инстинктивно он принимает безопасную "позу эмбриона".

Рефлекс опоры. Если вы возьмете ребенка под мышки, он подтянет к себе ножки, согнув их в тазобедренных и коленных суставах. Если вы, придерживая, поставите ребенка на столик или другую опору, то он постарается выпрямиться и "встанет" на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу.

Шаговый рефлекс. Если стопы малыша касаются опоры, он старается опереться на нее всей поверхностью стопы. Если вы слегка наклоните его тельце вперед, он начнет переступать ножками, делая неловкие шаги.

Подошвенный рефлекс. Если вы легонько надавите пальцем на подушечку стопы малыша в районе второго и третьего пальцев, он инстинктивно сожмет пальчики.

Защитный рефлекс. Когда вы кладете ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять (чтобы не задохнуться). После полутора месяцев ребенок обычно пытается активно держать голову.

Рефлекс ползанья. Если вы положите малыша на животик и подставите свою ладонь под его стопы, он рефлекторно оттолкнется от нее ножками. Этот рефлекс обычно пропадает к 3-4 месяцу жизни.  

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости центральной нервной системы.

Здоровый новорожденный ребенок обладает разными видами чувствительности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у большинства старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни.

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение - плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонке) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. В возрасте 4-5 недель появляется улыбка на лице ребенка в ответ на обращение матери (близкого возрослого). Эта улыбка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у младенца начинается индивидуальная психическая жизнь. Появляется комплекс оживления.

Термин "комплекс оживления" введен Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой. Комплекс оживления - это особая эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка. Начавшись с замирания, сосредоточении на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 недель отмечается серия глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый.

Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - единство матери и ребенка (ситуация "мы" по Л.С. Выготскому) - сложилась.

Социальная ситуация развития - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и которые обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего периода, а также новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к концу возрастного периода. Социальная ситуация развития определяет то, как человек ориентируется в системе общественных отношений, в какие области ее он входит.

Родившийся на свет младенец не знает кто он, какой он, что его окружает, что представляет собой мир, куда он попал. Его психика - это чистый лист, который испишут (удачно или неудачно) родители и другие значимые для него взрослые. Особенно чутко ребенок отнесется к вербальным (словесным) и невербальным (мимика, жесты, телодвижения, тон, интонации, эмоциональные реакции, чувства) сообщениям, исходящим от родителей.

Отношение ребенка к внешнему миру - зависимая и производная величина от его непосредственного опыта общения. Образ мира, образ поведения дети лепят непосредственно с родителей и других значимых взрослых (бабушек и дедушек, других ближайших родственников, воспитателей, учителей). Но глубина отпечатка, который оставляют родители в душе ребенка, не поддается никакому сравнению. Ребенок - губка, впитывающая как положительные, так и отрицательные стороны родительских поступков и характера. С самого раннего возраста в него закладывается то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Первым и самым главным для любого ребенка является открыто произносимый или неявно выражаемый вопрос к родителям: "Вы любите меня?"

От того, что решит в связи с этим ребенок, во многом определит его отношение к себе, к родителям, к другим людям и к миру вообще. И, конечно же, определит его жизненную позицию. А любовь родителей бывает полноценной, с аномалиями, или ее может вовсе не быть. Полноценная родительская любовь - та, которая в меру, гармонично удовлетворяет потребности ребенка.

Ласковая речь, взгляд с любовью, обращенный в глаза ребенка, качание на руках, прижимание к сердцу, внимание к его потребностям, забота о новорожденном - все это способствует развитию малыша.

Ведущей деятельностью на стадии развития является эмоциональное общение. Ведущий тип деятельности - деятельность человека, связанная с центральным новообразованием возраста, которая не просто наиболее часто встречается на данном этапе развития, которой отдается больше времени. Под ведущей подразумевается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие человека к новой ступени его личностного развития.

Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

Как невозможно полноценное развитие человека в первые месяцы после зачатия вне материнской утробы, так и невозможно становление личности вне эмоционального единства с близким взрослым в младенчестве. О решающей роли эмоционального общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Госпитализм - синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения ребенка от матери. Это понятие вошло в науку после Второй мировой войны, когда психологи описали поведение детей, воспитывающихся в Домах малютки. Поддержание физиологического существования младенцев было хорошим - детей вовремя кормили, пеленали, выполнялись все необходимые гигиенические правила ухода. Несмотря на это, процент заболеваемости и смертности детей был высоким, особенно в первые месяцы и годы их жизни.  Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и, особенно, в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для исследования госпитализма имели научные наблюдения Р. Шпица. Он проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, "наследственность" в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте погибло 37 % детей.   

Дефицит общения со взрослым, составляющий сущность явления госпитализма в более поздних возрастах проявляется в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения.

Симптомы госпитализма могут также возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически "не принятым" матерью.

Родители, зачастую не отдавая себе в том отчета, закладывают семена доверчивости, смелости, независимости, безопасности и любви. Каждое из этих душевных качеств (или противоположные) начинает формироваться уже в первые месяцы жизни ребенка:

доверчивость или недоверчивость
смелость или страх
независимость или зависимость
безопасность или беззащитность
способность любить или неспособность любить.

Эти качества - основа будущей веры в Бога, поэтому так важно родителям посеять добрые семена. Как "посеять" доверчивость? Покажите ребенку, что на вас можно положиться. Как "посеять" чувство безопасности? Берите ребенка на руки, заботьтесь о нем, покажите ему, что вы любите его. Конечно, не надо брать ребенка на руки, как только он заплачет. Но, с другой стороны, ребенок не должен чувствовать себя брошенным. А если родители не реагируют на плач, откуда взяться доверчивости и безопасности? Вместо них возникает чрезмерная эмоциональная зависимость".

Владимир Анатольевич Цыганков
На фото: Ведущий цикла семинара
психолог Владимир Анатольевич Цыганков.



Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Темы