Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей

Статья протоиерея Сергия Белькова вышла в 11 номере журнала «Наркология» в 2009 году.
Протоиерей Сергий БЕЛЬКОВ
Протоиерей Сергий БЕЛЬКОВ

Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей.
(на основе эмпирического опыта православных реабилитационных центров Санкт-Петербургской епархии)

Статья вышла в 11 номере журнала "Наркология" в 2009 году

Проблема патологических зависимостей, особенно алкоголизма и наркомании является одной из острых социальных проблем современного общества. Особую сложность она приобрела в нашей стране в условиях развивающегося мирового кризиса.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства, общества и науки они не приносят желаемого результата.

Вероятно понимая, что наркомания представляет собой довольно сложное и многостороннее явление, вышеуказанные институты, как нам, кажется, неверно расставляют акценты на аспектах, которые, по их мнению, способны наиболее эффективно решить возникшую  проблему.

В рамках данной статьи мы не ставим целью рассматривать социальные, экономические, юридические, политические и другие аспекты, а только несколько коснемся медицинской стороны вопроса. Более подробно нами будет рассмотрено, как решается проблема противодействия наркомании при определении приоритетным, из всех прочих, духовно-нравственного аспекта.

Современная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимое хроническое заболевание, при котором возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии. "Считается, что по мере приема наркотиков развивается три главных клинических феномена:

1)психическая зависимость;

2)физическая зависимость;

3)толерантность, или привыкание к наркотику" [1].

Общеизвестно, что сегодня медицина не располагает эффективными средствами терапии наркомании. Госпитализируя пациента, мы лишь на короткое время можем лишить его возможности принимать наркотики. Дезинтоксикация и общеукрепляющая терапия позволяют устранить физическую зависимость. Однако основной фактор сохранения и развития наркомании - психическая зависимость - в рамках существующего психиатрического подхода устранен быть не может.

С традиционной православной духовной точки зрения любая аддикция или зависимость - это страсть. У святых отцов Русской Православной Церкви и подвижников страсть понимается, прежде всего, как порочное, греховное состояние, пленившее в послуша¬ние себе волю. Страсть - это образовавшаяся в нашем естестве наклонность и сильное постоянное и неудержимое влечение ко греху.

"Страстью, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - на¬зывается уже самый порок (греховный помысел, осуществляю¬щийся в греховном деле), от долготы времени вгнездившийся в душе и через навык, сделавшийся как бы природным ее свойс¬твом, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стре¬мится" [7].

Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становит¬ся как бы второй его природой, основным ядром его чувств и хотений.

Подобным же образом определяет страсть преподобный Нил Сорский; страстью он называет такую греховную склонность и такое греховное действие, которое, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки обращается как бы в естество ее  [8].

Другие святые отцы отмечают, что страсть - это сильное движение (возбуждение) порочного чувства, пленившее волю и приносящее человеку душевное и телесное страдание.

В психологической литературе понятие страсть  встречается у С.Л. Рубинштейна. Он определяет страсть как "сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель" [10].

Таким образом, должно заметить, что описание страсти или зависимого  аддиктивного поведения в современной психологии, очень похоже на описание страсти у святых отцов.

Христианская антропология говорит о трехсоставности человека, состоящего из духа, души (психики) и тела. Рассматривая трехсоставность человеческой природы, В.В. Зеньковский писал, что дух есть начало целостности и органической иерархичности в человеке: дух исцеляет - делает целым, и если это недостаточно выражено в реальном бытии человека, то это означает некую связанность духа в человеке грехом, страстями [4].    Духовная психотерапия людей с патологическими зависимостями, которая используется в Русской Православной Церкви, рассматривает человека не только как больного,  нуждающегося в лечении тела, психотерапии, психокоррекции, но и как страждущего грешника, которому необходимо лечение на духовном уровне. Христианство является, в сущности говоря, "наукой, которая лечит, то есть неким психотерапевтическим методом и курсом" [3].

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" написано следующее: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. <…> Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов" [6].

Таким образом, исцеление от патологических зависимостей можно считать полноценным, если наряду с исцелением тела и души происходит и духовное оздоровление.

Использование церковного опыта исцеления от патологических зависимостей позволяет говорить о существовании надежного и эффективного направления во врачевании души - православной психотерапии. Термин православная психотерапия имеет научную обоснование. Как указывается в "Психотерапевтической энциклопедии" под ред. Б.Д. Карвасарского, "…православная психотерапия - совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная).  Выделяемая в самостоятельное направление, православная психотерапия определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основе лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия.

При полном принятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви, запечатленное в их творениях, содержит категории и понятия, которые отличают его от аналогичной области знания  как от современной научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем" [9].

Именно на этом фундаменте построена авторская духовно-ориентированная программа "Обитель исцеления" [2], направленная на реабилитацию зависимой (в основном от наркотиков) молодежи. Программа реализуется сотрудниками Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии в трех реабилитационных центрах и имеет благословение Святейшего Патриарха Алексия II к распространению в других епархиях Русской Православной Церкви.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации в программе "Обитель исцеления" лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей.

Принципы, используемые при душепопечении в наших реабилитационных центрах, строятся с учетом христианской антропологии, психологии, физиологии, гомилетики, аскетики и других важных дисциплин.

В программе можно выделить четыре основных компонента: коррекционно-педагогический, образовательный, социально-терапевтический, духовно-психологический.

Коррекционно-педагогический компонент

Коррекционно-педагогическая деятельность - это особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию  качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения,  И способствующий полноценной интеграции человека прошедшего полный курс реабилитации,  в  социум в (постреабилитационный период, период ресоциализации).

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на становление духовной  жизни, воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия,  доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности, а также умений общения, сопереживания. Кроме того, важными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрешение конфликтов "личность - личность", "личность - семья", "личность - общество".  Такая работа направлена на разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения. Цель всей системы  коррекционно-педагогической работы - не только реабилитировать, но и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. Эти поставленные цели реализуются процессе взаимодействия со сверстниками, специалистами, священниками. Такая  "терапия средой" осуществляется в процессе специально орга
низуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.

Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с другими: образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются членами приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и два раза в неделю по Новому Завету. На уроках учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Комплектование книг библиотеки реабилитационного центра  производится с учетом  воспитательных задач. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, о художественном и ремесленном творчестве и др. Основа нашей библиотеки, как и положено в православной общине - книги духовного содержания. Собранное в книжном фонде материалы помогают реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни. Из церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Чтение текстов духовного содержания делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательную задачу программы входит написание рефератов, темы для которых выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

В епархиальном реабилитационном центре "Саперное" (Приозерский район, Ленинградской области) создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к  правильным нравственным оценкам. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления. Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга  учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре "Саперное" построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость части  реабилитантов. Имеется приусадебный хозяйство  и небольшой сад. Организованно разведение домашнего скота, построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры. Ребята самостоятельно заготавливают дрова, убирают помещения, территорию, стирают постельное белье, одежду и т.п. Кто не умеет ничего делать ( попадаются и такие),  те  учатся.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, таким образом они усваивают все необходимые навыки самообслуживания.

Постоянный труд формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, подключает человека к демонической духовности - недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, входит  в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Так как наркомания - это проблема по преимуществу духовная, то и решаться она должна в первую очередь духовными средствами. Духовно-психологический компонент нашей программы потому и является ее центральным звеном.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл Литургии, сущность церковных таинств и глубину  молитвы. Именно в храме, многими из них переживается своя личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к  духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Работа с наркозависимыми в нашем центре осуществляется на основе православного понимания человека как единства тела, души и духа. В естественном состоянии человека дух в иерархии триметрии выполняет высшую регулирующую функцию: подчиняет душу, а душа подчиняет себе тело. При духовном поражении человека происходит извращение задуманной Богом иерархии: тело подчиняет себе душу, а душа-дух. Такое нарушение правильной регуляции ведет к патологическим, психическим, душевным изменением и далее - к заболеваниям физическим. Именно духовно полноценная жизнь  может выполнить  задачу восстановления у наркозависимого его человеческого достоинства, правильной иерархии потребностей.

В православии понятие "достоинство" имеет в первую очередь нравственный смысл. Представление о том, что достойно, а что недостойно связано с нравственными или безнравственными поступками человека и внутренним состоянием его души. Необходимо, чтобы реабилитанты понимали разницу между нравственностью и моралью. Мораль это система внешних установлений, которая  на конкретном историческом этапе развития общества может совпадать или не совпадать с нравственными категориями.  Нравственные же категории неизменны,  совершенны, даны навсегда нам от Бога в Священном Писании.  Восстановление в человеке  его достоинства происходит благодаря покаянию, в основе которого лежит осознание греха, стремление изменить свою жизнь. Поэтому ключевым словом  духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает "изменение мышления",  которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего асоциального образа жизни направлено не в пустоту, а к  противоположному-возненавидевший грех обращается к добру,  правде. Это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков Богом данному достоинству. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены жизни. Согласно своему достоинству, человек призван к добрым делам, он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях.  

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, как  правило, утратил понятие о грехе. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всем другим  людям.  Помочь осознать это  дает подготовка к первой исповеди по пособию "В помощь кающимся", где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе практикуется древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником,  листочки с написанными грехами уничтожаются.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет. Это еще и важный психолого-аскетический прием. Академик И.П. Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил в этой системе сигналы на следующие группы:

1) слова произносимые;
2) слова слышимые;
3) слова видимые.

Советский ученый Г.А. Шичко добавил еще один сигнал - слова изображаемые, то есть производимые с помощью письма. А христианская аскетика говорит о слове мысленном, то есть о человеческой мысли в форме словесных образов. Следовательно, во второй сигнальной системе (при всей полноте) используются слова: произносимые, слышимые, видимые, начертанные и мысленные.

Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает, и, наконец, проговаривает, произнося о соделанных грехах на исповеди, то вновь и вновь переживает неправду совершенного им поступка. Как видим, здесь задействованы все виды речи второй сигнальной системы. В процессе покаянного самоанализа воспитанники должны научиться не просто исповедовать осознанные грехи, но  и исправлять их делом. Например, вернуть украденную вещь или возместить ее стоимость, попросить прощение у обиженного, исполнить ранее обещанное и т.д. Кроме этого, очень важно научить воспитанников видеть за внешним грехом лежащим на поверхности, истинную глубинную причину греха.

В современной психотерапии применяется аналогичный прием, который называется "психотерапевтической майевтикой". Например, исповедуется грех осуждения, а что собственно скрывается за этим "нестыдным общим" грехом: зависть или злоречие, клевета или гнев, а может быть тщеславие или месть?

Осознав это, человек по новому, другими глазами, посмотрит на свои действия, которые ранее всегда для него казались очевидными и не вызывающими каких либо сомнений. Поэтому такое покаяние бывает более осознанным, а значит и более глубоким, а чистосердечная  и правильно построенная исповедь уже и есть начало коррекции.

Не менее важным по значению после покаяния является послушание в смысле отсечения своеволия. "Послушание творит чудеса. Все страсти постепенно исцеляются послушанием" [5]. Поэтому нами, в том числе и посредством епитимии, т.е. исполнением исповедовавшимся по назначению духовника тех или иных дел благочестия (молитва, пост, и т.п.), прививается воспитанникам понимание необходимости послушания в деле исцеления от зависимости.
Развитие послушания у воспитанников можно условно разделить на три этапа или степени:

I степень: послушание выполняется воспитанником, ради того, чтобы не стать преслушником, т.е. не нарушать дисциплину.

II степень: послушание выполняется, чтобы иметь спокойную совесть и уважение к себе.

III степень: послушание выполняется по любви.

Очень важной духовной составляющей являются духовные беседы. Они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Духовные беседы это наиболее благоприятное время для изучения личности воспитанника, выяснение его внутренней готовности действовать так или иначе в определенной жизненной ситуации, что на языке современной психологии носит называется  установкой.

Установка - психологический орган, который объединяет внутреннее и внешнее, сознание и поведение. Поэтому при выявлении у воспитанника деструктивных жизненных установок, неадекватных психологических защит, ложных представлений и ценностей, предпринимается попытка заменить их на здоровые, зрелые, одухотворенные.

Однако недостаточно просто заменить установку. Необходимо развивать в воспитаннике решимость поступать по совести, по Евангелию.

Установка должна укрепиться, она должна по возможности  быть конкретной и стать навыком. И тогда в нужное время она станет не просто мыслью, а интенсивной силой, которая поможет в момент искушения устоять в свободе от греха.  Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорены другие возможности. Она не ограничивается обсуждением только  вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но в ней могут обсуждаться вопросы  бытового, семейного и другого характера.

Для развития и укоренения в душах воспитанников  братской любви, а не только ее видимости, мы на каждую неделю составляем "Евангельские заповеди дня". Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая - либо заповедь. Она разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Заповеди на неделю вывешиваются в келиях, где проживают реабилитанты и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия, запоминая заповедь, например: "…Не судите, да не судимы будите", стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в понедельник, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей  как при проживании в реабилитационном центре, так и до приезда в обитель. Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение. В данном случае включена когнитивная сфера, то есть происходит процесс суждения, запоминания и  сохранения знаний. Знание заповеди  вначале воспринимается реабилитантами как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращается в личностный опыт и убеждение.

Еще одной жемчужиной святоотеческого духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен  Церковью Русской Православной Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, в прошлом химически зависимому человеку, давшему обет вручается "Обетная грамота". Первый раз обет принимается на короткий срок,  впоследствии может быть увеличин на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе обет может быть продлен на всю жизнь.

Ведущее значение в изменении патологических стереотипов поведения  реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Нужно стараться выстроить отношения "священник-воспитанник" так, чтобы наставление принималось не только умом, но и сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Всем - духовнику, воспитанникам, их родителям - нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть или обещание кем бы то ни было скорого исцеления от нее есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходимы подвиг и труд, пока будет побеждена страсть.

Святитель Феофан Затворник пишет, что через отпадение от Бога в человеке образуется пустота, которая непрестанно возжигает в нем ни чем не удовлетворимую жажду,  неопределенную, но непрестанную. Человек встал над бездонной пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения [11].

Такой экзистенциальный смысловой вакуум, возникающий у наркозависимого после отказа от наркотиков, полноценно заполнить  и сформировать у наркомана идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиков вместе с  отказом от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни, способно только христианское мировоззрение.

Описанная нами духовно-ориентированная программа демонстрирует на протяжении более чем 13лет свою высокую эффективность. Около 70% наркозависимых прошедших полный курс  реабилитации и ресоциализации в наших центрах, находятся в состоянии устойчивой ремиссии.

На основании всего вышеизложенного, следует признать, что духовная психотерапия - это эффективный путь, который позволит даже в условиях мирового экономического кризиса совершить прорыв в решении острых социальных, экономических, медицинских и духовных проблем, связанных с распространенностью в нашем обществе различных патологических зависимостей.
    
Список  литературы

1. Березин С.В. Наркомания глазами семейного психолога /С.В. Березин, К.С.    Лисецкий - СПб: Речь 2005-15с.

2. Бельков С., прот., Духовно-нравственная программа реабилитации наркозависимой молодежи// Сборник научных сообщений "Служба практической психологии в системе образования" Вып.13 - СПб., АППО.2009-С.74-80.

3. Влахос И. Православная психотерапия. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. - 368 с.

4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

5. Иосиф Ватопедский. Блаженный послушник М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. - 95 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - СПб., 2000. - 64 с.

7. Преп.Иоанн Лествичник. Лествица - СПб., 2004. - 81 с.

8. Преп.Нил Сорский. Устав о скитской жизни в изложении еп.Иустина.- М.,1892.-34с.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - 3-е изд-е, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - 522 с.

11. Свт.Феофан Затворник. Душеполезные поучения. - Оптина Пустынь. 2008. - с.206.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. -368с.

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Темы