Эффект присутствия. О «церковном парламенте» рассказал секретарь комиссии Межсоборного присутствия Аркадий Малер

Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви.
Эффект присутствия. О «церковном парламенте» рассказал секретарь комиссии Межсоборного присутствия Аркадий Малер
27-28 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве прошло первое пленарное заседание Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Что это было: обычная рабочая встреча или начало новой эпохи в жизни русского православия? Об этом мы беседуем с секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия Аркадием Малером.

-Межсоборное присутствие уже получило славу "церковного парламента" или "православной общественной палаты". Насколько это верные сравнения?
 
-Это сравнение не точно, потому что участниками Межсоборного присутствия являются также представители высших органов церковной власти, включая Патриарха, всех членов Священного Синода и руководителей синодальных отделов и комиссий. Таким образом, Межсоборное присутствие оказывается представительным органом церковной власти, объединяющим все слои церковного мира от мирян до архиереев.

-Существовал ли институт Межсоборного присутствия ранее в истории нашей Церкви?
-Историческими прототипами этого органа можно считать Предсоборное присутствие

1906-1907 годов и Высший Церковный совет, созданный на Поместном Соборе 1917-1918 годов и просуществовавший по известным причинам до 1924 года. В своей вступительной речи на пленуме Межсоборного присутствия Патриарх Кирилл специально заметил, что оно создано "во исполнение определения постановления Собора 1917-18 годов" и, следовательно, остается прямым преемником Высшего Церковного совета.И все же отличие этого нового соборного органа от предыдущего бросается в глаза. Если в Высшем Церковном совете было всего 15 членов, то в Межсоборном присутствии - 144 участника, причем это число будет увеличиваться, поскольку решением Священного Синода в состав присутствия уже вводились новые участники.

-Какие проблемы церковной жизни призвано решать Межсоборное присутствие?
-В первую очередь наладить механизм соборного управления Церковью. Это особенно актуально в наше время, когда любая массовая организация может прийти к стагнации, если не будет учитывать потенциал низовой активности. Вся полнота власти в Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору, что отвечает церковной канонической традиции, и архиереи сами вправе решать, кто еще из членов Церкви может быть включен в процесс управления. В истории Церкви не только архиереи, но даже миряне участвовали в обсуждении общецерковных вопросов на Поместных Соборах, но Соборы не могут собираться так часто, как это необходимо для решения всех существующих проблем. Поэтому и понадобилось создать Межсоборное присутствие. По сути это орган совещательного характера, который наряду с архиереями включает в себя множество авторитетных церковных активистов. Предполагается, что члены Присутствия будут регулярно собираться для обсуждения актуальных вопросов церковной жизни, и их решения будут выноситься на утверждение Архиерейского Собора.

-Какие важнейшие вопросы обсуждались на Присутствии?
-Вопрос о реактуализации православного богословия, об организации церковной миссии, об упорядочении внутрицерковных структур, об усовершенствовании епар-хиальной и приходской жизни, о сопротивлении расколам и антицерковным силам.

-По какому принципу определены темы тех восьми документов, что были выдвинуты на обсуждение пленума?
-Предложенные президиумом проекты документов на первом пленарном заседании обсуждались не потому, что они самые важные и не требуют отлагательств, а потому, что они были наиболее совершенно подготовлены. Хотя и они на пленуме были подвергнуты достаточно подробной дискуссии, удивительно демократичной.

-Как можно оценить результаты работы Присутствия за истекший период? Оправдало ли оно надежды?
-Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви и имеют различные варианты решения.

-Насколько было успешным информационное освещение деятельности Присутствия? Нуждается ли соборная деятельность Церкви в пиаре?
-Освещение деятельности Межсоборного присутствия в СМИ было на редкость благожелательным. То, что работа Межсоборного присутствия вызывает страстный и пристрастный интерес православных и светских СМИ, вполне естественно. Утвержденные президиумом документы выкладывались в интернете и широко комментировались как специалистами в соответствующих проблемах, так и сетевыми прохожими, задающими иногда весьма полезные вопросы. И дело здесь не в каком-то "пиаре" Межсоборного присутствия, а именно в усовершенствовании его работы, в важности советов и замечаний, от кого бы они ни исходили.

-На Ваш взгляд, прошедший пленум Межсоборного присутствия - это симптом каких-то радикальных изменений в жизни Церкви или так, ничего нового?
-Первый пленум Межсоборного присутствия стал непосредственным проявлением активизации Церкви, о которой сейчас все говорят. Дело в том, что это была не просто какая-то конференция или ни к чему не обязывающий круглый стол, а профессиональное обсуждение общецерковных вопросов с участием церковного руководства в рабочем порядке. Для нас всех это первый опыт, остается только сожалеть, что он не возник раньше.Под впечатлением от первого пленума Межсоборного присутствия нельзя не сказать о его удивительной демократичности, в самом хорошем смысле этого слова. Мы привыкли к тому, что практически любое церковное собрание, как правило, сопровождается естественной для православной традиции византийской торжественностью, не предполагающей обстоятельного обсуждения вопросов. В данном случае было мероприятие иного рода. Если применять современные термины, то это был настоящий мастер-класс Патриарха Кирилла по проведению продуктивных семинаров. Миряне и священники, диаконы и архиереи стояли в общих очередях к микрофонам и предлагали самые неожиданные вопросы по обсуждаемым документам.Как совершенно точно заметил Патриарх в своей вступительной речи, "без преувеличения и без громких слов мы можем сказать, что это событие историческое". В истории Русской Церкви действительно началась новая эпоха.

Беседовала Анастасия Коскелло