Недавние встречи Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным подвели своеобразный итог отношений Церкви и власти за последние 10-12 лет. Достигнут ли прогресс?
Встречи Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным, состоявшиеся в связи с третьей годовщиной интронизации Его Святейшества, вызвали поток комментариев, поскольку на них был подведен своеобразный итог отношений Церкви и власти за последние 10-12 лет. Достигнут ли прогресс? Может ли в наше время быть "симфония" между Церковью и властью?
Очевидно, что при достижениях есть нечто в жизни религиозных организаций и в жизни народа, что требует внимания власти, а может быть, коррекции курса, подчеркнул Предстоятель РПЦ, обращаясь к премьеру. В частности, речь в беседе шла о возвращении церковного имущества. Над чем еще необходимо совместно поработать Церкви и власти? Дать свою оценку современному состоянию церковно-государственных отношений мы попросили настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина.
Неоспорим тот факт, что между руководством Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией взаимоотношения укрепились. Официальные контакты - встречи, приемы стали регулярными, построены новые храмы, открыт дом для детей-инвалидов. Положительные сдвиги есть.
Этого нельзя сказать о социальных проектах, которые существуют в весьма ограниченных рамках. Например, только под давлением "сверху" с трудом введено преподавание курса ОПК в некоторых школах. Попробуйте получить средства на проведение летнего православного лагеря. Или вот пример из жизни нашей общины. Мы пытались получить разрешение на устройство воскресной школы, но прежнее руководство не пошло нам навстречу… Было направлено четыре обращения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира губернатору Валентине Матвиенко с приложением 1300 подписей прихожан - результат нулевой…
Самое дорогое и ценное - наши святыни и народ. Об этом нужно прежде всего думать и заботиться. Храмов, конечно, недостаточно, но они есть и, пусть с трудом, но возвращаются. А вот помещений, где бы люди могли общаться между собой, осуществлять социальное служение - при большинстве храмов нет. Власть отняла их у религиозных организаций после революции.
Считаю, что должна быть государственная программа по созданию при всех религиозных объединениях площадей для социального служения. И создавать их надо столько, сколько необходимо.
Между Русской Православной Церковью и властями должно быть соработничество на основе взаимодополняемости. Церкви и государству необходимо трудиться над излечением российского общества от застарелой социальной болезни - элитизма (от слова "элита"). Эта болезнь сопровождает Россию с начала ее существования. Существует класс избранных, выделенных, обособившихся, присвоивших себе право руководить, распоряжаться, господствовать (царь, бояре, дворяне, генсек, члены КПСС, "новые русские", члены правящей партии и т.д.).
А народ - сам по себе, он безучастен в делах. Сейчас реставрируется, строится, восстанавливается много храмов и других культовых сооружений. Кто это делает? Тот, кто имеет средства и распоряжается ими по своему усмотрению. Вот пример: в Кронштадте возрождается Никольский морской собор. Это делается при участии "Единой России" и государства, а население голосует на выборах за ЛДПР. Почему?! Да потому, что реставрируется собор без участия населения, этим занимается "элита".
Если бы средства на восстановление здания в той же мере выделялись и на социальную сферу служения прихода (школу, богадельню, спортзал), результаты были бы другие.
Правды ради надо сказать, что в Санкт-Петербурге существует три православных школы. Ежемесячный взнос в них - 26, 8 и 7 тысяч рублей за одного ребенка.
Владимир Путин неоднократно повторяет мысль о необходимости возвращения долга Церкви, которой государство в годы богоборчества нанесло "мощный ущерб". Что нужно сделать на высшем уровне, чтобы эти слова не остались декларацией, а на смену воинствующему атеизму не пришел все более нарастающий "антиклерикализм"?
Там, где люди замечают дорогие автомобили духовенства, позолоченные купола, но не видят заботы о народе, школ для православных детей, богаделен, нарастает "антиклерикализм".
"Православные люди не умеют выходить на демонстрации - они стоят к Поясу Пресвятой Богородицы" - эти слова Предстоятеля за несколько дней стали почти крылатой фразой. А как усилить роль православных в общественной жизни? Об их политической и общественной индифферентности нужно говорить с большой осторожностью. У них есть место, где молиться, а места, где общаться, реализовать свои возможности - нет! Законом запрещено помогать религиозным организациям в социальных программах.
При рассмотрении расходов на восстановление храмов надо предусматривать выделение средств на возрождение полнокровной приходской жизни. Если это будет происходить в открытом доступе, то станет хорошим звеном в строительстве здорового гражданского общества.
Фото Станислава Марченко
12.02.12
Раздел:
ИА "Вода живая"