Последнему епархиальному зодчему царского времени Андрею Аплаксину посвящена выставка в Санкт-Петербурге

В макетах его храмов оживлены образы былой России.
Образы былой России оживлены в макетах храмов зодчего Андрея Аплаксина (1879-1931) на выставке, представленной 7 февраля петербургским Государственным музеем городской скульптуры. 

Архитектор, археолог, художник, Аплаксин был видным представителем неорусского стиля, автором тридцати храмов в имперской столице и Санкт-Петербургской губернии. Он реставрировал Исаакиевский, Казанский, Сампсониевский соборы и другие крупнейшие петербургские святыни. 

Трогательное и мудрое письмо мастера к сыну дало название выставке - "Автор одного письма". Вряд ли в 1919 году на Северо-Западном фронте Андрей Петрович думал, что его послание спустя почти сто лет петербуржцы примут, как духовное завещание. 

"Возьми свою любовь, как коэффициент, и прикладывай ее ко всем людям. Эта великая заповедь проста, как всякая истина: если ты людям даешь свою любовь, то от них получишь любовь. Без любви жить нельзя, чем ее больше, тем радостнее и счастливее жизнь на земле. В чем выражается любовь к людям - в постоянном творчестве добра", - писал архитектор сыну во время смуты, голода, кошмара войны.
Выдержки из письма прочитал на открытии экспозиции народный артист России Юрий Лазарев. 
Письмо вдохновило настоятельницу Введено-Оятского монастыря  игумению Иоанну (Егорову) на выставочный проект. В этой обители Аплаксин построил Богоявленский собор, который был разрушен. 
   
"Находясь в храмах, построенных Аплаксиным, я всегда представляла, какой он был необыкновенный человек. Когда же я познакомились с его родственниками и прочитала материалы из семейного архива, стало ясно, что Андрей Петрович действительно был человеком неординарным, с широким кругозором, и что для меня особенно важно, глубоко верующим", - рассказала матушка Иоанна корреспонденту "Воды живой".

По ее словам, письмо было одним из первых документов, попавших ей в руки. Аплаксин не знал, вернется ли домой с войны, и потому написал это потрясающее, душеполезное напутствие, руководство в жизни.

"Прочитав его, я поняла - надо делать выставку, писать книгу о последнем епархиальном архитекторе. Никто его с этой должности не снимал, просто революция произошла", - добавила собеседница.

Материалы для выставки матушка стала собирать полтора года назад: работала в архивах, изучала научные публикации, генеалогическое древо рода Аплаксиных. Благодаря выставке стали известны неосуществленные планы мастера, например, проект подворья Колязинского женского монастыря в Тверской губернии. 

В Санкт-Петербурге сохранились всего два аплаксинских храма. Это недавно отреставрированный храм Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте и церковь святителя Петра митрополита Московского на Роменской улице, где идут восстановительные работы. Уцелела и часовня Спаса Нерукотворного Образа у Сампсониевского собора. 

Рисунки, эскизы, сочинения, документы Аплаксина несколько десятилетий, в том числе в годы блокады, хранились в доме номер 11 на Гатчинской улице Петроградской стороны. Там прошло детство внучки архитектора Ольги Борисовны. Она появилась на свет после смерти своего знаменитого деда. 

"Особенное впечатление на меня производило огромное количество стеков - лопаток для лепки, которые дарили деду после постройки каждого нового здания", - вспоминает Ольга Борисовна. 
  
С документами, не поместившимися на стенах зала, можно ознакомиться на экране компьютера. Подробно рассказано о созданной Аплаксиным комиссии по регистрации памятников искусства и старины. Председателем ее стал губернатор Санкт-Петербурга граф Александр Адлерберг. Вместе с архитектором в нее вошли историк искусства барон Николай Врангель и писатель граф Алексей Толстой. Летом 1912 года состоялась первая экспедиция по регистрации памятников. Финансовые расходы Аплаксин взял на себя. Благодаря ему до нас дошли сотни фотографий храмов и их интерьеров, часовен и поклонных крестов, некогда расположенных на территории Северо-Запада.

Еще при жизни мастера началось разрушение созданных им святынь. Многих его близких были арестовали или расстреляли, что означало разрушение той России, которая так была ему дорога. 

Выставка будет работать до 8 марта. 13 февраля в ее рамках состоится премьера биографического фильма "Письмо к сыну". 20 февраля будет представлена книга "Творчество добра", составителем которой является игумения Иоанна. 

"Вода живая", 
07.02.13