Клирики и миряне Санкт-Петербургской митрополии обсудили проект Межсоборного присутствия "О подготовке ко Святому Причащению"

В дискуссии подняты насущные вопросы церковной жизни.
Непротокольным "круглым столом" открыт 11 октября в Санкт-Петербургской митрополии цикл дискуссий о проектах Межсоборного присутствия. Книжный дом "Глагол" принял участников обсуждения проекта "О подготовке ко Святому Причащению". 


Комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября.

Список проектов включает документы "О подготовке ко Святому Причащению", "О христианском погребении усопших", "Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)", "О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века" и "Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма".

Содержание проекта документа "О подготовке ко Святому Причащению" сводится к следующим тезисам.

1) Требования подготовки к Причащению и частота приобщения Святых Таин определяются духовником, а зависят от духовно-нравственного состояния верующего и объективных условий его жизни.

2) Говение состоит из однодневного (для причащающихся чаще раза в месяц) или трехдневного (для причащающихся несколько раз в год) приуготовительного поста, чтения определенного молитвенного правила и посещения богослужений (важная часть подготовки - посещение Всенощного бдения накануне).

3) Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4) Евхаристический пост канонически обязателен, но его требования не распространяются (ослабляются) для слабых здоровьем. Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения в течение суток.

5) Исповедь перед Причащением является важной частью говения. Она свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии.

6) Церковь не лишает приобщения Святых Тайн супругов, состоящих в законном брачном союзе, в отличие от сожителей.

7) Продолжительность и содержание подготовки ребенка к Причащению определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Во вступительном слове иерей Димитрий Симонов подчеркнул важность предмета дискуссии, отметив, что "в Таинстве Евхаристии выражена сама суть Церкви". 

Участники встречи подчеркнули практический характер проекта, выявили задачу унификации церковной практики (она разительно отличается в городе и провинции, в монастыре, на подворье или в приходе). 

"Есть напряжение между традицией редкого Причащения, берущего начало еще из XVII века, и частого, возможность которого обоснована святителем Феофаном Затворником и святым Иоанном Кронштадтским и закрепилась в практике зарубежной Церкви. Именно для разрешения этого напряжения введены варианты длительности говения и объема молитвенного правила. Компромиссной можно назвать и ослабление связи Исповеди и Причащения. Впрочем, эти меры кажутся слишком осторожными", - сказал протоиерей Александр Степанов.

Клирики отметили, что документ в определенных случаях должен давать более четкие указания духовникам, кого нельзя допускать к Причащению. В отличие от многих Поместных Церквей, в Московском Патриархате нет обособленного института духовников: исповедь принимает каждый служащий священник.

Критику исторической и богословской части документа озвучил протоиерей Георгий Митрофанов. Он подчеркнул, что многие элементы подготовки ко Причащению, связанные с говением и Исповедью, появились в Церкви очень поздно и напрямую связаны с национальной традицией.

"Евхаристия - это, в первую очередь, "совместное делание", единение христианской общины о Христе. И хотя до идеи соборности Церкви надо дорасти, уже сегодня нужно восстанавливать общинную жизнь на приходах и повышать уровень богословского образования мирян", - заявил протоиерей Евгений Горячев.

Достоинствами документа было названо закрепление двух богослужебных практик: совершения вечерней Божественной литургии Преждеосвященных Даров и причащения мирян во время Светлой седмицы. На вопрос о значении проекта протоиерей Александр Сорокин ответил: "Этот документ - важная веха на двухтысячелетнем пути Церкви, в течение которого имели место различные практики подготовки к Евхаристии".  


"Вода живая", 
11.10.13