Проблемы церковно-певческой практики обсуждались на конференции в петербургском Институте истории искусств

Научная конференция "Музыка в храмах Петербурга: актуальные проблемы церковно-певческой практики" прошла 25 ноября в Российском институте истории искусств. Организаторами ее стали РИИИ совместно с Александро-Невской лаврой.

Встреча открылась выступлением мужского хора монастыря под руководством регента Александра Турсунова.

"Наша задача - совместить научные знания с практикой, которые будут приносить свои плоды в жизни. Мы впервые начинаем работу с регентами, звонарями, людьми, практикующими церковное искусство. Сегодняшняя встреча - это начало нового проекта под названием "Церковное искусство", где мы совместно с Александро-Невской лаврой и Соловецким монастырем будем изучать искусство Севера и Северо-Запада России", - рассказала старший научный сотрудник института Ирина Чудинова.  

На конференции были поставлены вопросы, касающиеся перспектив церковного искусства. В нем существует тенденция универсализма, а храмы должны иметь свое лицо и свой репертуар, постоянно должно создаваться что-то новое. Как воспитать церковного певчего? Есть ли вообще сейчас церковные музыканты? Могут ли церковные хоры давать полноценные концерты на светских сценах, является ли клиросное пение особенной отраслью искусства?  
 
  В докладе композитора Владислава Панченко говорилось о  тенденции развития духовной музыки в XXI веке по результатам трех международных конкурсов композиторов "300-летию Александро-Невской лавры посвящается", проходивших в 2011-2013 годах. Он отметил, что современные авторы пишут мало церковной музыки, большей частью она - в минорных тонах, что не всегда подходит для богослужения. Положительным моментом конкурса стало то, что у композиторов появился интерес к духовной музыке, они могут реализовать свое творчество в храмах.  

"Вода живая",
25.11.13