Новое экспозиционное пространство открылось в Санкт-Петербурге

"Музей камня в Ризнице" устроен в бывшей часовне-ризнице храма-памятника "Спас-на-Крови" (церковь Воскресения Христова).

Появление такого музея в Санкт-Петербурге вполне естественно: в архитектурном убранстве города разнообразный поделочный камень применялся очень широко и с большим вкусом и мастерством. И интерьеры "Спаса-на-Крови", как и Исаакиевского собора, представляют собою шедевры камнерезного искусства Нового времени.

25 декабря Музей камня в Ризнице презентовал первую выставку - "Время собирать камни". В ее открытии участвовали директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров, директор Государственного музея истории религии Любовь Мусиенко, директор Горного музея Елена Попова, а также архитекторы, художники и реставраторы.

Выставка, объединяющая более 100 экспонатов, состоит из двух разделов. Основу первого составили образцы различных горных пород, находивших применение в отделке зданий Санкт-Петербурга: ревневская яшма, коргонский лазурит, порфир Алтая, лазурит Забайкалья, итальянские мраморы, орлец, пейзажные яшмы, украинский лабрадорит, афганский лазурит, а также изделия из них. В витринах выставлены образцы из уникальной коллекции Горного музея и выполненные в камне предметы религиозного назначения из фондов Государственного музея истории религии и музея-памятника "Исаакиевский собор".

"Выставка "Время собирать камни" состоит из коллекции камней, ведь Исаакиевский собор и "Спас-на-Крови" сделан из камней - облицовочных, художественных, поделочных. Но это и символическое название. Потому что, время разбрасывать камни, разрушать святыни - оно прошло. Теперь другое время - время собирания. И очень важно, когда это собирание происходит в таком месте, как храм Воскресения Христова. Это место судьбоносное для Петербурга" - так объяснил идею нового музейного пространства и его первой выставки Александр Квятковский, замдиректора музея "Исаакиевский собор" по научной работе.

Второй раздел выставки представляет главное украшение Музея камня в Ризнице: художественные произведения из янтаря. Это модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200, созданная заслуженным художником России, одним из хранителей Янтарной комнаты А.М. Крыловым в полном соответствии с проектом Огюста Монферрана, и монументальные иконы его же работы, исполненные в технике мозаики.

Часовня во имя Иверской иконы Божией Матери построена в 1906-1907 годах в качестве ризницы, где хранились иконы и церковная утварь. Часовню, по идее ее автора архитектора Альфреда Парланда, сразу же планировалось использовать как музей. По стенам ее были развешаны пожертвованные храму иконы из слоновой кости, фарфора, серебра, а также рисунки Виктора Васнецова для мозаик храма Воскресения Христова. Здесь же находилась корона и портрет императора Александра II.

ИА "Вода живая",
26.12.2013