В петербургском институте имени Репина открылась выставка "Храмы: современность традиции"

В петербургском институте имени Репина 20 января открылась выставка "Храмы: современность традиции". Ее соорганизатором стал приход святой великомученицы Екатерины в Академии художеств

Здесь можно увидеть строительные планы и фотографии храмов, спроектированных Ежи Устиновичем. Наибольший интерес, по мнению специалистов, представляют монастырь Благовещения в Супрасле, обитель святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке, православная церковь Святой Троицы в Бельске Подляшском.  

В церемонии открытия выставки участвовали ректор репинского института Семен Михайловский, проректор по научной работе Юрий Бобров, настоятель храма святой Екатерины архимандрит Александр (Фёдоров), генеральный консул Республики Польши в Санкт-Петербурге Петр Марчиняк. 

Ежи Устинович обратил внимание на то, что на его родине в Белостоке на протяжении столетий бок о бок живут представители нескольких христианских конфессий. Эта территория называется "пограничье" - пограничная земля. Уникальность Белостока в культурном отношении обусловлена соседством традиций, обогащающих друг друга. Верность православной традиции храмостроительства и открытость к традициям иных конфессий помогают зодчему в творчестве.  

Ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин - создатель журнала "Храмоздатель", посвященного церковной архитектуре, указал на то, что опыт Польши интересен и актуален. На ее территории  встречаются интересные примеры храмового зодчества, что отчасти можно объяснить отсутствием губительного перерыва в традиции строительства.   

Ежи Устинович - православный христианин, живет в польском городе Белостоке, заведует кафедрой архитектурного факультета Белостокской Политехники. По его проектам построено или находятся в процессе строительства двенадцать православных храмов на территории Польши и Белоруссии. 

Профессор Устинович стал одним из лауреатов состоявшегося в декабре 2013 года в Москве конкурса на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма.

В беседе с корреспондентом "Воды живой" мастер рассказал, как в условиях кризиса церковного зодчества сохранить традицию храмов, помогающих спасению души.

 

 


- Ваше творческое становление пришлось на 1980-е годы - в это время Польша была социалистическим государством в составе Организации Варшавского договора. Но, в отличие от Советского Союза, в Польской народной республике (ПНР) строительство храмов не прекращалось. Скажите, в чем состоял этот опыт и важен ли он сегодня?


- В первые годы существования ПНР новые храмы не строились, но велась активная работа по восстановлению разрушенных церквей, их консервации и реконструкции. Кроме того, перед польскими архитекторами стояла задача переоборудования протестантских храмов. Дело в том, что в 1947 году около 147 тысяч украинцев и лемков (восточнославянское население Лемковщины - горных районов на границе Украины, Польши и Словакии - ред.) были переселены с востока Польши на западные и северные территории, которые до войны входили в состав Германии. Для этих людей, принадлежавших к Униатской Церкви, необходимо было создать дома молитвы - ими стали новые храмы Польской Православной Церкви. Для православного богослужения приспосабливались протестантские костелы: росписи на сводах, иконостасы, красивые витражи. Уникальность архитектурных решений состояла в том, что иконопись встраивалась в строгую готическую архитектуру.


В 1950-60-е годы начинается строительство новых храмов: сначала это были небольшие строения площадью до 800 квадратных метров. Когда Папой стал Иоанн Павел II, в Польше начался бум католического церковного строительства: в 1980-х годах построено около пяти тысяч храмов. И на той же волне стали возводить православные церкви - тогда-то и был построен знаменитый Троицкий храм в Гайновке: очень важный объект с исключительно свободной трактовкой церковной архитектуры и иконописи. Эта церковь, вмещающая пять тысяч прихожан, была спроектирована Александром Григоровичем и расписана иконописцами из Греции, Болгарии и СССР. К сожалению, не удалось ввести в проект иконопись нашего знаменитого мастера Ежи Новосельского. И все же храм в Гайновке стал символом современной православной архитектуры Польши.


В 1980-е годы была восстановлена и уничтоженная фашистами Супрасльская лавра неподалеку от Белостока. Архитектура этого монастыря - уникальное явление в истории европейской архитектуры, пример византийской готики. В монастыре была интересная роспись, созданная во второй половине XVI века сербским иконописцем Нектарием. Реставрация лавры, которая велась под началом епископа Белостокского и Гданьского Саввы (Грыцуняка, нынешний митрополит Варшавский и всея Польши -ред.), стала своеобразным импульсом, побудившим многих поляков к принятию православия. 


- На примере русской церковной архитектуры мы видим, что в одну и ту же эпоху могут сосуществовать совершенно разные стилистические решения: многоглавая Преображенская церковь в Кижах - ровесница Петропавловского собора. Что, на ваш взгляд, самое главное в церковном зодчестве?


- Созидание храма - это процесс, который направлен не на передачу внешней формы и канонов выразительности, действующих в данное историческое время, но прежде всего на передачу богословской мысли. Не внешняя красота, не внешние по отношению к Церкви эстетические или какие-то другие культурные смыслы, а именно богословский смысл находится в центре всего церковного искусства, будь то иконопись, архитектура или церковное пение. Мы не должны смотреть на то, что происходит в современном искусстве, нам следует скорее искать внутреннего согласия с существующей традицией. В том, что строится сегодня, есть, конечно, огромное влияние современной культуры, но мы не должны допустить, чтобы оно стало первостепенным.


Храм - это пространство для литургии, и это пространство должно быть подчинено логике и структуре литургии. Внешние архитектурные формы проистекают из этого внутреннего содержания богослужения. Так было и в Византии, так должно быть и сейчас. И только поняв это, можно начинать строить храм. Литургия есть путь к обожению человека, путь к его спасению, и цель любой церковной архитектуры и иконописи - показать человеку этот путь.


Символическая структура храма родилась еще в древние времена. К этой символике надо подходить очень трепетно: нельзя построить здание, пристроить к нему луковки и сказать - храм готов. Важен не сам купол, а свет, который через него проникает, важно то, как освещается купольная роспись. Конечно, купол, луковка имеют свою интерпретацию - это свеча или плод из райского сада и так далее. Три луковки - это Троица, семь луковок - семь Таинств Церкви или семь Вселенских соборов. Но главное в том, что пространство храма иерархично: само здание - это тело Христово (Церковь), а его купол - это глава Церкви (Христос). Разделение храма на несколько частей в разных плоскостях по горизонтали (алтарь, неф) и по вертикали (корпус, своды, барабан купола) также отражает иерархичность мира, где присутствуют все сферы - от земной до божественной.


- Вы сказали, что архитектор, строящий храм, должен быть "внутренне согласен" с церковной традицией. Часто традиция понимается как консерватизм, сковывающее начало - кажется, именно такое место ей отводит современный мир.


- Часто приходится слышать, что "храм должен быть традиционным". Но ведь традиция не равнозначна истории. Нет, традиция - это то, что выводится из истории. Традиция - это суть истории, то, что соединяет исторические эпохи. В Новом Завете для передачи того смысла, который мы вкладываем в слово "традиция", использовано слово "предание" ("парадосис"), оно буквально означает "нечто, передаваемое вперед".


Традиция существует только тогда, когда она передается дальше, и потому она или мертва, или динамична, то есть обращена в будущее. Как только традиция начинает смотреть только в прошлое, она превращается в украшательство, в роскошь. Храм не переносит историю в современность, он сам строит, создает вокруг себя современность сообразно с внутренним смыслом традиции.


Посмотрите на православные храмы Санкт-Петербурга - в их архитектуре ощущается сильное влияние Запада, и, вместе с тем, и Александро-Невская лавра, и Казанский, и Исаакиевский соборы - символы русского православия. Мы видим, что традиция не прервана, что инородные элементы не помешали здесь действию Святого Духа.

 

- Сегодня храм больше не доминирует в городской среде, и с этим архитектору необходимо жить. Каков, на ваш взгляд, должен быть храм будущего, и каково будет его место в городе будущего?


У нас в Польше построено много больших соборов, и мы не всегда их можем заполнить. Интересен опыт Греции, Грузии и Армении, где настоятель путешествует из храма в храм, где каждая церковь и община при ней - это одна семья. Мне кажется, мы вернемся к традиции маленьких, семейных храмов, которые будут находиться в спальных районах. Такие храмы были у первых христиан.



Фото иерея Алексия Волчкова
"Вода живая", 
20.01.14