Христианские мотивы романа "Мастер и Маргарита" рассматривались на встрече в клубе "Адельгемма"

Христианские мотивы в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" рассматривались на встрече с профессором СПбПДА Петром Бухаркиным, состоявшейся 13 мая в молодежном клубе при храме Богоявления Господня на Гутуевском острове.

"Каждый из нас читал это произведение и видел в нем что-то свое. Разные мнения можно встретить и среди знатоков, и среди любителей словесности. Является ли роман христианским или в нем есть гностические, языческие корни? Хотелось бы понять, чем для нас, христиан, может быть полезна эта книга", - сказал, открывая встречу, клирик храма иерей Димитрий Дмитриев

Роман вызывает разные мнения, единственное, в чем согласно большинство - то, что он привлекает внимание, особенно молодежи, отметил профессор Бухаркин. Он подчеркнул, что мы переживаем время, далекое от любви и милосердия, и произведение Михаила Булгакова как никогда актуально с христианской точки зрения.

Многих исследователей удивляет, зачем автор взял тему земной жизни Иисуса Христа и сам образ Спасителя показал слабым. "Мы сталкиваемся с рядом вещей, которые христианина напрягают. Постоянно звучащая в романе мысль, что записанное апостолом Матфеем "предание" о тех далеких веках - это неправда. Но ведь речь идет о Новом Завете", - отметил Петр Бухаркин.

Странным получился и образ Воланда, воплощающий злую силу, которая вечно делает добро. Он и его слуги представлены как положительные герои. Однако Воланд несет добро, но не истину. Ибо только закон устанавливает справедливость, а за ним истина преображает мир. Возможно, такую мысль пытался выразить автор романа. 

Главным и положительным моментом литературовед назвал жертву. Мастер предает Иисуса Христа, сжигает свой роман. Это абсолютное торжество зла, но таковы люди. Однако история развивается по-другому, потому что есть доброе начало всему, замечательно явленное в романе. Это начало любви. Бескорыстную любовь воплощает Маргарита. Стремясь спасти Мастера, она жертвует собой, губит свою душу. Это несомненный подвиг, ведь речь идет о вечности. Но еще удивительнее то, что Маргарита спасает совершенно чужого ей человека - ведьму Фриду. Делает она это из жалости к несчастной, обрекая себя и любимого на гибель. Все это напоминает подвиг Спасителя, Маргарита как бы следует за Ним. Именно самопожертвование Маргариты спасает всех. 

"Наравне с другими, часто человеконенавистническими произведениями ХХ века роман "Мастер и Маргарита" выделяется глубоким христианским отношением к личности", - заключил Петр Бухаркин. 

Беседа известного петербургского филолога состоялась в рамках встреч молодежного общества, созданного осенью прошлого года. Его название "Адельгемма" носит символический смысл: гемма - это драгоценный камень, а Адельгейм - фамилия священника, памяти которого создан клуб. Встречи проходят каждый вторник в 19 часов. В основном, это "Евангельские чтения", но часто на вечерах бывают гости - священнослужители, деятели науки и культуры. 

"Вода живая",
14.05.14