Памятник железнодорожным рабочим Дороги жизни был освящен в деревне Кобона 8 мая. На церемонии выступили учащиеся Суховской средней школы: они прочли стихи блокаде, спели военные песни. На праздник школа вызвалась приехать самостоятельно: учителя с детства прививают детям любовь к истории Родины и чувство патриотизма.
После концерта протоиерей Вячеслав Харинов освятил памятник, посвященный железнодорожникам, работавшим в годы войны. "Это не просто третий памятник, связанный с железной дорогой на Ладожском озере, это фиксация подвига людей, которые ее прокладывали, - сказал он. - До 1942 года правительство не осознавало, что необходимо спасать людей. Из города вывозили по 400 человек в день, пока в ноябре Алексей Косыгин не написал в ГКО о необходимости массовой эвакуации. Попытались доставлять людей автобусами в Борисову Гриву, но скоро стало ясно, что это невозможно: холодные автобусы, обессиленные люди, дороги разбитые. И тогда запустили строительство железной дороги. Воду для паровозов брали прямо из Невы. Путь от Финляндского вокзала до поселка Осиновец называли "Ладожская стрела". Поезда шли чрезвычайно медленно, но всегда по расписанию".
Для отца Вячеслава война и Победа - не просто сухие даты истории: его отец воевал на фронте, а дед работал в транспортной милиции блокадного Ленинграда. "Я давно занимаюсь историей войны, - рассказал он, - и мы постоянно устраиваем мероприятия, связанные с памятью защитников Отечества, с ликвидацией белых пятен истории. В канун дня Победы мы должны вспомнить, что город жил только коммуникациями. Да, верно, Церковь в те годы почти не участвовала в жизни государства. Но священники и в блокаду служили в открыты храмах, а закрытые невольно становились героями блокады. Например, здесь, в Кобоне, в церкви Николая Чудотворца был эвакуационный пункт. Люди, очнувшись, должно быть, думали, что попали в рай: теплое место с красивой росписью, где им дали первую чашку киселя".
На празднике присутствовали жители деревни и горожане, а также байкеры. После освящения гости попробовали угощения из полевой кухни. За день до мероприятия сотрудники музея "Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт" достали со дна Ладоги остатки грузовой машины ЗИС-5 и выставили на всеобщее обозрение.
"Это нетипичная машина для перевозки грузов по Дороге жизни, - отметил директор музея Сергей Марков. - Основной машиной была "полуторка", а таких было мало, так как вмещала она больше трех тонн, а лед был тонкий".
Памятник машине-полуторке находится рядом с музеем: в прошлом году его освятил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав.
ИА "Вода живая",
08.05.15
Раздел:
ИА "Вода живая"