Дискуссия о светских и религиозных ценностях состоялась в обществе "Знание"

Дискуссия о светских и религиозных ценностях состоялась 2 октября в петербургском отделении общества "Знание". В ней приняли участие священнослужители, ученые, представители общественных и религиозных организаций.

Обсуждались разные подходы к определению традиционных ценностей, роль этих ценностей в светском государстве, проблема свободы совести.

Философ Михаил Смирнов напомнил, что в утвержденной правительством России весной 2015 года "Стратегии развития и воспитания на период до 2025 года" в качестве основы названа "система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России", в том числе человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед семьей и Отечеством. Этот "набор" ценностей является, по сути, светским. В другом недавно утвержденном правительством документе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", написано, что патриотизм - духовный ресурс развития общества. В одном ряду с ним указываются преемственность традиций старшего поколения, уважение к героическому прошлому страны, гражданская ответственность. Эти ценности явно светские. В Конституции РФ указано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Помимо светских ценностей есть и духовные. Были приведены слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что, в отличие от традиционных ценностей, создаваемых людьми и ставших результатом исторической эволюции, есть ценности, которые открыл Господь, вечные и неизменные, как вечен и неизменен Бог. К ним относятся вера в Бога, любовь, долг.

Субъект религиозных и светских ценностей один и тот же - человек. Расхождение ценностей не означает, что одни из них правильные, а другие нет, поскольку религиозные и светские ценности формируются в разных системах координат. Религиозные ценности выводят человека за пределы естественной и искусственной ограниченности, продлевают его вечность, светские - помогают выработать способность к распознанию и выбору.

Сотрудник епархиального молодежного отдела иерей Димитрий Дмитриев отметил, что в использовании понятия ценностей нет смыслового единства. Ценности надо рассматривать ситуативно, а не в общем.

В русской гуманитарной культуре потерян вкус к слову, мы живем определениями, заимствованными из естественно-научного мышления, считает протоиерей Владимир Федоров. По его словам, не случайно с понятиями "традиционные" и "религиозные" ценности так много путаницы. Традиционные ценности - это, с одной стороны, то, что передается из поколения в поколение и наследуется в культуре, с другой стороны - не норматив, записанный в законе. 

"Не всегда легко разделить светские и религиозные ценности, - сказал отец Владимир. - Религиозные и духовные ценности иногда выступают синонимами".

"Понятие патриотизма в христианской культуре проявляется через заповедь "Чти отца своего и матерь свою", - отметил он. - Патриотизм вырастает из почитания родителей, воспитателей, учителей". Свобода совести, по его словам, родилась в христианстве как идея, понимание того, что бессмысленно участвовать в религиозном культе, если ты не имеешь веры: "В жизни, к сожалению, эта ценность для многих не актуальна". 

Социолог Михаил Богословский отметил, что понятие духовности у церковного и светского общества разные: представители Православной Церкви, к примеру, под духовностью понимают приобщение к христианству, большинство же светских культурно-интеллектуальных сообществ выступает против сведения духовности к той или иной религии.

Религиовед Алексей Гайдуков напомнил, что десять заповедей "существуют буквально во всех религиях". Общими основами для разных культур являются этические нормы, которые способны стать базисом для налаживания диалога, считает он. 

По его мнению, в сознании обывателя духовность, религиозность и церковность - разные вещи. Человек может считать себя верующим, но не посещать храм. Верующий может соблюдать традиционные ценности, но утверждать, что они не христианские. Советская ценностная система, ориентированная на добро и мир, всеобщее благо и самопожертвование, была адекватна церковной системе ценностей. Ценным в отношении прав и свобод человека является не только признание и соблюдение этих прав индивидом, но и признание этого за другими. Уважение не только себя, но и окружающих - одна из высших ценностей, которые позволят людям жить в мире и согласии.

ИА "Вода живая",
02.10.15