Концерт-размышление о событиях 1917 года прошел в Санкт-Петербурге

Концерт-размышление "В ком сердце есть - тот должен слышать время…", посвященный революционным событиям 1917 года, прошел 4 апреля на студии "Лендок". Его организовало Свято-Петровское малое православное братство. Режиссер - заслуженный деятель искусств России Сергей Литвяков, сценарист - Наталия Микова. 
Концерт-размышление о событиях 1917 года прошел в Санкт-Петербурге

Среди зрителей были люди разных профессий, гости из Москвы, Пскова. других городов, волонтеры культурно-просветительского центра "Покровский остров".

"Мы собрались в день траура. Задумывая концерт, мы хотели размышлять о том, что происходит с человеком в момент, когда земля уходит из-под ног, рушится дом, наступают силы хаоса, - сказала  председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина. - Что позволяет человеку сохранить самого себя? События вчерашнего дня ставят этот вопрос не только теоретически, но и практически. Наш ответ - в названии вечера, которое подсказали стихи Осипа Мандельштама. Нужно слышать время, постигать его смыслы, сохранять человеческое достоинство и милосердие, как бы тяжело ни было тебе самому. Надеемся, что вечер станет данью памяти о тех, кто погиб вчера в нашем городе".

Прозвучали мемуары и дневники Константина Паустовского, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, митрополита Евлогия (Георгиевского), Василия Шульгина, Ивана Бунина, Елизаветы Кузьминой-Караваевой, Николая Бердяева - с противоположными оценками революционных событий. Их читали актеры Галина Филимонова, Олег Дмитриев, Валерий Дьяченко, Дмитрий Лагачев. Музыканты исполнили фрагменты оратории Иоганна Себастьяна Баха "Страсти по Матфею", "Вокализ" Сергея Рахманинова, "Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте" Иосифа Гайдна. Были показаны кадры кинохроники. 

"С ответственностью могу сказать, что на протяжении первых 37 лет советской власти до 1953 года в нашей стране погибли более 50 миллионов человек, еще около полутора оказались в эмиграции. Это страшная цифра потерь, которые несла страна, не включает миллионов сломленных судеб тех, кто потерял родных, не мог заниматься своим делом, у кого не родились дети", - отметил историк Кирилл Александров.

Он перечислил основные потери в сухих цифрах, сравнивая их с историей дореволюционной России. Но не меньше, чем цифры, страшно принуждение ко лжи и лицемерию, в котором власть воспитала три поколения. Однажды философу Федору Степуну задали вопрос, как удалось Сталину создать такую систему лжи и подавления, кто за ним стоял, и он ответил: "За ним стоит дьявол".
"Пока мы не дадим оценку русской революции 1917 года как события в первую очередь духовного, в котором произошел фундаментальный отказ значительной части народа от христианских ценностей, нам сложно что-то строить дальше, - сказал ректор РХГА Дмитрий Богатырев. - Если посмотреть в целом на страну, сейчас такого понимания нет. Наверное, покаяние не может быть массовым, всеобщим, но вопрос в удельном весе тех, кто осмысливает революцию как духовное явление, - насколько их много? Насколько мы как наследники советской системы, в которой были и свои плюсы, но была и фундаментальная ложь в самом сердце системы и которая при этом во многом маскировалась под христианство (вспомните "Моральный кодекс строителя коммунизма"), способны сегодня покаяться?"

"Прошло время, и мы сейчас переосмысливаем то, что произошло с Отечеством, какая случилась катастрофа, - сказал артист Валерий Дьяченко. - У меня нет однозначного ответа: это было черное, а это белое. Покаяние - это осмысление, поклон, извинение, признание собственных ошибок... Если бы мы сохранили цвет нации, дворянство, интеллигенцию, культуру, сейчас бы не провозглашали "Год культуры" - она бы просто у нас была. Моя надежда - на молодежь, которая, излечивая душу покаянием, наконец-то обратит внимание на человека. Всегда существует слой молодых людей, которые живут с внутренним светом".

ИА "Вода живая",
04.04.17