Представлена книга Александра Храмова "Обезьяна и Адам"

Презентация книги "Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?", вышедшей в издательстве "Никея", состоялась 29 мая в духовно-просветительском центре Феодоровского собора. Книгу представил автор - старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Храмов.

Автор предлагает необычные ответы на вопросы сотворения мира: насколько буквально нужно понимать библейский Шестоднев, сколько теорий о сотворении Вселенной объединяют науку и религию, а главное - как совместить написанное в Библии с фактами, полученными научным путем.
 
Во вступительном слове клирик собора иерей Алексий Волчков признался, что проявляет интерес к антропологии и антропогенезу, и тема, поднятая в книге, актуальна для верующих.

"Для меня тема сопоставления науки и веры крайне острая, в ней есть почва для размышлений и рассуждений, - сказал отец Алексий. - Мы, верующие, читали Книгу Бытия и знаем, как все появилось. Древние авторы нам обо всем рассказали, все по дням расписано. В работе этих дней участвовал Сам Бог, Дух Святой, и это не простые, а важные, истинные знания. Потом рассказывается о том, откуда появляется зло на земле и в чем оно выражается: болезни, смерть, вражда живых существ и так далее. А затем мы включаем научные каналы или берем в руки учебник - и узнаем о чем-то противоположном, об антибиблейской картине мироздания: зло, агрессия, смерть и вражда присутствовали на земле всегда, задолго до появления человека. В сознании образованного верующего происходит борьба двух этих повествований".

В книге рассматриваются теоретические модели, созданные с намерением объединить христианское мировоззрение и эволюцию.

Первую из рассмотренных в ней теорий принято называть "теологическим эволюционизмом". Он присущ западному богословию и возник во времена блаженного Августина. Эта точка зрения рассматривает шесть дней творения просто как некие этапы развития, а не буквально как шесть дней; грехопадение негативно повлияло лишь на духовную составляющую человека, но не на его физиологию.

Вторая рассмотренная теория - так называемый альтеризм, от слова "альтер" - "иной, другой". Этой теории придерживались отцы Восточной Церкви - святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник. Приверженцами альтеризма также считаются Карл Барт и наши соотечественники: епископ Василий (Родзянко), Николай Бердяев, Евгений Трубецкой. Согласно этой теории, грехопадение стало отправной точкой в создании нового "иного" мира.

Альтеризм определяет райского человека как ангела, который не нуждается в пище, не имеет физических желаний, не чувствует страха, злобы и агрессии, не умирает. Грехопадение меняет мир: в нем появляется смерть, а вместе с ней страх, голод и желания. Человек становится падшим и уподобляется зверю. В этот момент, как подчеркнул Александр Храмов, начинается эволюционный процесс на земле, то есть библейский мир до грехопадения - это утраченный рай. Альтеризм в большей степени соответствует христианскому мировоззрению.

"У альтеристического подхода также есть ряд проблем. Одна из них - соотношение двух состояний тварного мира, до и после грехопадения. Одни утверждают, что после грехопадения первозданный мир разрушился, и на его месте возникла современная вселенная, другие - что мир первозданного состояния не исчез, а перестал быть доступен современному человеку, продолжая существовать параллельно, как бы в другом измерении. Христианское учение не дает четких ответов на вопросы науки и нельзя ставить веру в один ряд с научными теориями", - сказал автор.

Он ответил на вопросы. В обсуждении участвовали ученые - биологи и физики.

ИА "Вода живая",
29.05.19


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости