Выставка христианского искусства "О началах" открылась 13 марта в пространстве "More Place". Она знакомит с работами Бориса Смирнова-Русецкого, Ларисы Астрейн, Алексея Гостинцева, Владимира Загорова, Алексея Смоловика и Михаила Цэруша.
"О началах - περὶ ἀρχῶν -размышляли античные философы, восходя в своем натурфилософском созерцании к первоэлементам, лежащим в основе всего бытия. "О началах" пишут уже много сотен лет христианские богословы, разумея под таковыми совсем другие сюжеты - свободу воли, происхождение души и многое другое. "Περὶ ἀρχῶν" - на этом строится созерцание и современных художников, только они под началами понимают более внятные им краски и линии - первоначала зрительного восприятия", - написал во вступительном тексте к выставке доктор филологических наук Дмитрий Спивак.
Куратор выставки художник Алексей Смоловик отметил, что выставки христианского искусства в дни Великого поста стали доброй традицией галереи, и напомнил слова протоиерея Николая Гурьянова: "Пасхальной радости не теряйте, чтобы лица не были чрезмерно угрюмы". На выставке есть последний прижизненный портрет старца, написанный Алексеем.
Алексей Смоловик рассказал, что один из насельников Оптиной пустыни по благословению ищет на зарубежных аукционах предметы церковного назначения и выкупает их. Также он обращает внимание на произведения христианского искусства. В этом году удалось приобрести две работы Бориса Смирнова-Русецкого (1905-1993), которые экспонируются на выставке. Черно-белая работа "Небесная литургия" - маленький храм, стоящий среди огромного мира; в небе явственно читается евхаристическая Чаша. Это картина 1930-х годов, когда над многими художниками тяготело обвинение в "формализме". Сказалось также знакомство с Николаем Рерихом. В 1941 году Смирнов-Русецкий был арестован, более десяти лет провел в лагерях и ссылках, в 1956 году реабилитирован. Вторая картина на выставке, из серии "Псковские храмы", написана уже после освобождения.
Представлены также работы "стерлиговцев" - последователей художника Владимира Стерлигова (1904-1973), ученика Малевича, исследователя древнерусского искусства. Стерлигов создал собственную школу, основой изображения считал чашу и купол - "чашно-купольная система": по одной из теорий строения Вселенной, она состоит из бесконечного количества касающихся друг друга сфер; две зеркально отражающиеся кривые - чаша и купол - образуют сферу.
Купола и чаши читаются в работах Михаила Цэруша, Ларисы Астрейн. В картине Алексея Гостинцева "Кана Галилейская" стол превращается в небо. Храмы на картинах стерлиговцев - не реальные здания, а образ рая.
"Деревья" Владимира Загорова - ряд расписанных досок, - созданные по впечатлениям от поездки в Африку, вызывают ассоциации с райским садом. Выставка открылась в канун Великого поста, при этом на ней много работ на пасхальную тему - в преддверие грядущей радости Светлого Христова Воскресения.
Выставка открыта до 15 апреля. Адрес: пр. КИМа, 6, 3-й этаж, "AS-Gallery". Вход свободный, телефон +7 (906) 257 20 58.
ИА "Вода живая",
13.03.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура