"Выход из плена"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа
В канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресенья, 13 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петродворцового округа, настоятель протоиерей Михаил Терюшов с клиром и другие священнослужители.


"Святые отцы постановили, чтобы накануне Четыредесятницы мы творили службу и вспоминали изгнание наших прародителей из рая, - сказал владыка в проповеди. - Что стало причиной этого изгнания? Нарушение заповеди Божией о посте. Господь начал Свое общественное служение с 40-дневного поста. Первым Его обращением к роду человеческому были слова о покаянии: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Спаситель провел 40-дневный пост в пустыне в борении и подвиге, и мы вступаем в Святую Четыредесятницу для подвига покаяния и исправления жизни. Нужно внимательно посмотреть на себя, свою внутреннюю жизнь. Во время поста избавиться от греховных привычек, погасить страсти, выйти навстречу милующей и спасающей нас благодати Божией".

"Мы слышали сегодня 136-й псалом "На реках Вавилонских", - продолжил архипастырь. - Это был распев восемнадцатого века, длительный спокойный мотив. Так пели у нас в храмах, это был уже не знаменный распев, а с аранжировкой. Люди молились, никуда не торопились. Это у нас сейчас сплошная спешка. А тогда люди не спешили, долго и много молились в храмах, не два часа, как мы, а пять-шесть часов так обращались к Богу. Псалом говорит о покаянии, осознании, что мы не так жили. Иудеи были взяты в плен в Вавилон, они понимали, что нарушили заповеди Божии, создавая рощи на горах, ставя идолов, и Господь отвернулся от них. Результатом стал вавилонский плен. И вот, они взяли с собой музыкальные инструменты, арфы, повесили их на ветвях верб возле рек вавилонских, а местные жители просили их что-нибудь спеть им из песнопений Сионских. Раньше эти песни были не просто народными, а связанными с Господом, который много сделал для израильского народа. Он вывел евреев из египетского плена, они победили многие народы, вошли в Обетованную землю - обо всем этом было сказано в напевах. Но оказавшись на чужбине, они не могли петь и тосковали по Израилю, по Иерусалимскому храму. Единственный храм у них был в Иерусалиме, и тот осквернили, все святыни забрали. Надо понимать, что мы также странники, пришельцы на земле. Наша родина - небо, Царство Небесное. Все мы любим нашу землю, Россию, но живем здесь недолго. Наша душа принадлежит небу. Мы сознаем, что подобны пленникам иудейским, но те были в плену у вавилонян, а мы - у страстей и грехов. Нужно из этого плена выходить во время поста, когда будем идти навстречу воскресшему Господу, а далее - в Царство Небесное, освобождая сердце от страстей и грехов".

"Адам, где ты?" - спросил Господь. И нас спрашивает: "Имярек, где ты есть?" С Богом или с лукавым? Исполняешь волю Божию или свою волю? Мы должны себя спросить: где я есть, с кем живу, куда иду? Почему так мало делаю, Господь же больше от меня требует? Требует, чтобы мы не только о земле пеклись, говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6,33). То есть все приложится, о чем вы так много и долго трудитесь. Мы должны задуматься, действительно ли ищем Царствие Божие или у нас все это остается на другой день. А надо всегда искать. Если мы в какой-то день что-то не сделаем, то этот день потеряли навсегда. Надо так планировать день, чтобы прежде заботиться о том, как спастись и достигнуть Царствия Небесного, а все остальное прилагаться будет. Если мы сегодня ничего не сделали, то ничего в Книгу жизни не записали. А надо записывать добрые дела, помогать друг другу, молиться друг за друга, прощать друг друга. Церковь по крайней мере раз в году установила чин прощения, который мы все обязаны пройти. Поэтому завтра соберемся в храмах на вечернее богослужение и попросим прощения друг у друга, чтобы в мире с людьми, Богом и своей совестью приступить к Великому посту. Желаю вам помощи Божией в прохождении этого времени. Пусть Господь даст вам благодать, укрепляющую душу и тело, чтобы мы встретили Пасху Господню уже другими людьми. Не возвращаясь к прежним грехам, страстям, будем вести жизнь чистую и богоугодную", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены икона святого Александра Невского и собрание проповедей Святейшего Патриарха Кирилла.

Верующим раздали иконки святого Александра Невского.

Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК "Союз".

Петропавловский собор Петергофa был возведен в 1899 году по проекту Николая Султанова указом императора Александра III. Освящен в 1905 году в присутствии царской семьи. Помимо главного было устроено еще два придела: левый - во имя небесного покровителя государя святого Александра Невского, правый - во имя святой Ксении Римляныни, небесной покровительницы дочери государя, великой княжны Ксении Александровны. В советское время собор был закрыт. Возвращен верующим в 1989 году. После восстановления центральный престол был освящен 9 июля 1994 года Святейшим Патриархом Алексием II. В 2015 году началась реставрация храма. 18 июля 2019 года был освящен крест на центральном куполе.

ИА "Вода живая",
13.03.21

Собор свв. апп. Петра и Павла г. Петергофа

198510, Санкт-Петербург, Петродворцовый район, город Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 32.

Упоминания в новостях

Все новости