Выставка каллиграфии "Русское письмо: традиция и эксперимент" открылась в галерее "Центр книги и графики" 20 мая. В ней приняли участие каллиграфы и шрифтовые дизайнеры из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Киева и Нью-Йорка. Экспозиция объединила работы мастеров, обращающихся к традиционным русским почеркам: уставу, полууставу, вязи и скорописи. Выставка с успехом прошла в Москве, Туле, Рязани.
"Это продолжение проекта, начатого в 2017 году на фестивале "Каллиграфест" в Санкт-Петербурге. Потом мы повезли выставку в Москву и снова вернулись в северную столицу в расширенном варианте, представив ее в 2018 году в Феодоровском соборе, - рассказала соорганизатор проекта Мария Скопина. - Представлены работы молодых каллиграфов, которые используют древнерусские почерки, не копируя, а переосмысливая их, ищут авторское звучание, формы, позволяющие увидеть древние образцы современным взглядом, не теряя духа древнерусской каллиграфии".
Серия работ посвящена Пасхе Христовой и святому Александру Невскому. Дария Джемс-Леви представила лист "Житие Александра Невского" - страницу рукописной книги, над которой работает автор. На фрагменте изображены миниатюры в древнерусском стиле, но современно решенные. "Молитва Ангелу-хранителю" - вторая работа Дарии, выполненная вязью.
В рамках выставки прошли разные по сложности мастер-классы: "Знакомство с полууставом" и "Трава-мурава: лигатуры в русской скорописи".
Скоропись - почерк разнообразный, сложный. Принято считать, что он сформировался к концу XV века, но есть гипотезы и о более раннем возникновении. Исследователь русского письма Лев Черепнин писал, что первые следы скорописи можно проследить на берестяных грамотах. К XVII веку почерк приобрел сложную структуру, в которой буквы связаны друг с другом не только по горизонтали, но и по вертикали, разрывая строку. Читать такие лигатуры сложно, тем не менее письмо пользовалось популярностью.
Также представлены работы Олега Мацуева, в том числе вырезанные в дереве буквы церковнославянского алфавита (интервью с ним опубликовано в № 5 журнала "Вода живая" за 2021 год). По мнению автора, в русской культуре не хватает материального отношения к букве. Традиция Европы и Америки поддерживает это направление в искусстве - запечатлевать буквы в камне, дереве и в других твердых материалах. В русской традиции это направление сохранилось в резьбе по дереву - например, при изготовлении иконостасов.
Каллиграф из Нью-Йорка Дина Ружа показала работы "Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла" и "Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит" - фрагменты из 22-го псалма. Автор считает, что русская каллиграфия продолжит развитие вслед за европейской: "Это, вероятно, будет выход в среду, за пределы плоскости листа, в анимацию, дополненную реальность, хотя традиционные способы работы с буквой останутся. Но я бы хотела, чтобы дух кириллической каллиграфии сохранился, а не пропал за механическим повторением форм устава или вязи".
Каллиграфия в России начала возрождаться 15 лет назад силами авторов, чьи работы представлены на выставке. Существуют две крупных школы каллиграфии: петербургский центр каллиграфии "От аза до ижицы" (о нем можно прочитать в майском номере журнала "Вода живая") и московская Школа каллиграфии.
Выставка продлится до 3 июня. Адрес - Литейный пр., 55.
ИА "Вода живая",
29.05.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура