Выставка "Ограда. Керамические иконы Сергея Шихачевского" открылась 5 августа в Музее архитектурной художественной керамики "Керамарх" в Петропавловской крепости. Она подготовлена в сотрудничестве с Музеем истории Санкт-Петербурга.
На открытии директор музея "Керамарх" Константин Лихолат отметил, что название "Ограда" не ассоциируется с керамическими работами, но, знакомясь с творчеством мастера, зритель найдет ответ на этот вопрос, а также осознает философскую глубину его произведений.
Сам художник объяснил название тем, что большинство его икон установленo на столбах храмовых оград. Первые его опыты по созданию икон связаны с московской церковью Введения в Барашах и относятся к 2004 году. B 2013 году он исполнил девять рельефных икон для ограды этого храма. Несколько интересных проектов последних лет связаны с Троицком - наукоградом, вошедшим в состав Москвы: как и в случае с церковью в Барашах, работа в храме Живоначальной Троицы началась с росписи интерьеров в 2018 году, а в течение 2019-2020 годов художник работал над керамическими иконами и вставками с символическими и орнаментальными композициями для столбов, ограждающих храм.
"Фасадная икона образует некий круг, для меня форма ограды - своеобразный "выход в народ", - сказал художник. - Я с пиететом отношусь к традиционным иконам на досках - в Византии, например, ради одной маленькой иконы могли построить огромный собор. Я не претендую на такую значимость, мои иконы в основном находятся на внешней стороне храма. Я делаю также "портретные" иконы в подарок людям. Если приглядеться, видно, что все иконы различны по пропорциям. Это не случайно: останавливаясь возле каждой, необходимо вступить с ней в диалог. Когда работал над образом Благовещения, меня вдохновила створка алтаря работы Симоне Мартини, которая хранится в Эрмитаже. Вторая створка, так получилось, находится в Вашингтоне. Обдумывая этот факт, я решил: Богоматерь находится в земном пространстве, архангел - в небесном, и золотые звезды летят из его мира в наш. В Троицке впервые применил прием соединения изображения и текста. Впоследствии использовал его для иерусалимского Крестовоздвиженского монастыря, а потом стал делать рельефы с текстом просто для себя. На этой выставке хочу показать возможности заимствования из всего христианского искусства: вы найдете у меня мотивы западноевропейского витража, романского рельефа. С другой стороны - что христианское искусство может быть живым и в то же время - не ремеслом".
Куратор Анастасия Долгова рассказала, что многие работы пришлось для выставки повторить. Одной из значительных работ Сергея Шихачевского стал памятник Ясеновацким новомученикам, установленный в 2020 году на месте самого крупного концентрационного лагеря в Хорватии, в котором в годы Второй мировой войны было уничтожено не менее 700 тыс человек. Чтобы познакомить петербургских зрителей с этой работой, художник сделал макет из картона, были повторены рельефы, поскольку сохранились формы, к ним добавились сами формы, и в результате раздел, посвященный Ясеновацу, стал центральным в экспозиции.
На выставке можно увидеть не только готовые работы, но и эскизы, пробники, гипсовые формы. Представлены и светские работы Сергея Шихачевского, в том числе ранние, созданные по мотивам немых фильмов. В произведениях почувствуется влияние деревянной расписной скульптуры, романских каменных раскрашенных рельефов, лиможских эмалей, западноевропейского витража, народного искусства. Так, в тондо "Бегство в Египет" прослеживаются мотивы витража Шартрского собора, а в керамическом Благовещении заметно влияние мастеров итальянского Ренессанса.
Сергей Шихачевский родился в Ростове-на-Дону в семье художников в 1956 году. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА имени Сергея Строганова). Определяющим на своем пути к керамической иконе считает знакомство в 1992 году со священником Георгием Дроботом, иконописцем и членом парижского общества "Икона". Вторым учителем считает Адольфа Овчинникова, корифея отечественной реставрации и знатока христианского искусства. Вместе с ним в 1997 году Шихачевский попал в Каппадокию (территория современной Турции, знаменитая пещерными монастырями раннего христианства), что изменило его жизнь, раскрыв глаза на церковное искусство в целом. С 1992 года мастер участвовал в росписи храмов.
Выставка открыта до 16 ноября.
ИА "Вода живая",
05.08.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура